Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 3
1830
Ночь.- Дата стихотворения указана Лермонтовым: » «.
К*** .- Обращено к Е. А. Сушковой.
Новгород.- Стихотворение не закончено; автограф перечеркнут. Датировано Лермонтовым: «3 октября 1830». Возможно, стихи адресованы сосланным декабристам.
Могила бойца (с.
69).- В черновой рукописи — примечание Лермонтова: «1830 год — 5-го октября. Во время холеры — morbns».
«Послушан! вспомни обо мне…» .- Стихотворение вписано в альбом приятеля Лермонтова Николая Ивановича Поливанова ; примечание, сделанное Поливановым,
183 1-го июня 11 дня.-Три строфы с некоторыми изменениями вошли в драму «Странный человек». О, когда б я мог Забыть, что незабвенно! женский взор! Причину стольких слез, безумств, тревог! — Здесь нашло отражение неразделенное
Романс к И… .- Обращено к Н. Ф. Ивановой. В другой редакции вошло в драму «Странный человек» как стихи Владимира Арбенина. Варьирует лирическую тему стихотворения Т. Мура «When he who adores thee» из цикла «Ирландские мелодии».
Завещание,- Время и место создания стихотворения указаны Лермонтовым; » «. В авторизованной копии есть подзаголовок » «, однако ни одно из стихотворений Гете не может рассматриваться в качестве оригинала. Существует предположение, что Лермонтов облек в стихотворную форму предсмертное письмо героя романа Гете «Страдания молодого Вертера» .
К*** .- Обращено к Н. Ф. Ивановой.
Желание,- Написано под впечатлением семейной легенды о шотландских предках Лермонтовых. В рукописи пометы Лермонтова; » «, » «.
Св. Елена.-Написано, по-видимому, в связи с десятилетием смерти Наполеона. Св. Елена — остров в Атлантическом океане, куда был сослан Наполеон и где он скончался в 1821 г.
«Блистая пробегают облака…» .- Написано в Середникове: » » .
Атаман.-Написано по мотивам народных преданий, песен о Степане Разине. Горе тебе, город Казань…- В Казани Разин не был, хотя захват города и входил в его планы. Возможно, здесь сказалось влияние фольклора о Ермаке.
Остался ль ты хладен И тверд, как в бою, Когда бросили в пенные волны Красотку твою? — В песенном фольклоре мотив гибели пленницы отсутствует.
Он мог быть известен по переводу рассказа голландского путешественника Я. Стрюйса, опубликованному в 1824 г. Пушкин включил этот эпизод в свои «Песни о Стеньке Разине» , запрещенные к напе-чатанию, но известные в списках московским литературным кругам.
Видение.- Поэтическим образцом для стихотворения послужил «The Dream» Дж. Байрона, который несколько ранее Лермонтов предполагал перевести. В основу положены действительные события летних месяцев 1831 г. Пылали смуглые его ланиты, И черный взор искал чего-то все В туманном отдаленье…- Герою стихотворения приданы черты внешнего облика самого Лермонтова. …темно, смутно являлося минувшее ему — Призрак остерегающий, который Пугает сердце страшным предсказаньем, Но верил он — одной своей любви.- Летом 1831 г. Лермонтов был увлечен Н. Ф. Ивановой.
И всадник примечает огонек, Трепещущий на берегу противном, И различил окно и дом, но мост Изломан… и несется быстро Клязьма.- На берегу Клязьмы находилось имение Ивановых… Ее сестра идет к нему навстречу.- Речь идет о Дарье Федоровне Ивановой.
К Л.- .- Вопрос об адресате окончательно не решен. Возможно, стихотворение обращено к Варваре Александровне Лопухиной, московской приятельнице Лермонтова, младшей дочери в семействе Лопухиных, жившем по соседству с бабушкой поэта Елизаветой Алексеевной Арсеньевой на Малой Молчановке. По словам троюродного брата Лермонтова Акима Павловича Шан-Гирея, чувство Лермонтова к В. А. Лопухиной «было… истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…».
Существует предположение, что стихотворение связано с именем Н. Ф. Ивановой. Е. А. Сушкова утверждала, что стихи посвящены ей.
К Н. И…….. .- Обращено к Н. Ф. Ивановой.
Воля.-Одно из первых обращений Лермонтова к фольклору; воспроизводит форму и содержание народных разбойничьих песен.
«Зови надежду — сновиденье м…» .- К кому обращено стихотворение, не установлено. Е. А. Сушкова, опубликовавшая текст в составе подборки «Из альбома Е. А. Сушковой» , называла адресатом себя. Вместе с тем вторая строфа стихотворения введена в посвящение к третьей редакции «Демона», обращенное к В. А. Лопухиной.
«Прекрасны вы, поля земли родной…» .- И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.- Речь идет об отце Лермонтова Юрии Петровиче, который скончался 1 октября 1831 г. в деревне Кропотово Тульской губернии.
«Я видел тень блаженства; но вполне…» .- Возможно, стихотворение имеет реальную основу — безответное чувство поэта к Н. Ф. Ивановой.
Стансы. К Д*** .- Адресат стихотворения не установлен.
«Ужасная судьба отца и сына…» .- Написано В связи со смертью отца поэта. …ты свершил свой подвиг, мой отец.- Здесь выражение «вершить подвиг» — идиома, означающая «завершить тяжелый, страдальческий жизненный путь». …люди угасить в душе моей хотели Огонь божественный… Однако ж тщетны были их желанья: Мы не нашли вражды один в другом.- Намек на семейные распри, приведшие к разлуке Лермонтова с отцом.
«Пусть я кого-нибудь люблю…» .- Первоначально стихотворение состояло из трех строф; третья строфа носила автобиографический характер: Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец. В слезах угасла мать моя; От них остался только я…
В дальнейшем 1-я и 3-я строфы были зачеркнуты.
Из Паткуля.- Паткуль Иоганн Рейнгольд — политический деятель, выступивший против ущемления Швецией прав Лифляндии. Был казнен Карлом XII как изменник. Его письма, написанные перед казнью, были изданы в 1806 г.
Портрет.- Кто изображен в данном стихотворении — неясно. Соотносится со стихотворением Е. А. Баратынского «Взгляни на лик холодный сей…» .
«Настанет день — и миром осужденный…» .-» Заключительные строки близки концовке стихотворения Д. В. Веневитинова «Завещание» .
К Д — .- К кому обращено стихотворение, неизвестно.
Отрывок («Три ночи я провел без сна-в тоске…» .- Этюд к задуманной Лермонтовым в 1831 г. поэме о князе Мстиславе Черном, поклявшемся освободить родину от татарских завоевателей.
Баллада ^-Время действия позволяет связать стихотворение с замыслом поэмы о Мстиславе Черном.
1830-1831
Звезда.-По утверждению Е. А. Сушковой, стихотворение было посвящено ей.
Арфа.- Может быть соотнесено со стихотворением Т. Мура «Завещание» , Пир Асмодея.- Подзаголовок — «Сатира». Ее объектом Лермонтов избрал, с одной стороны, человеческие пороки, с другой-явления социального характера. В речи второго демона — отзвук революционных событий 1830 г. во Франции, Бельгии, Польше; в словах третьего демона-отголосок эпидемии холеры и холерных бунтов.
По правую сидел приезжий.- В рукописи имя заменено звездочками и восстанавливается по рифме. Предполагается, что речь идет о царе Павле I. Распространять сужденья дураков Он средство нам превечное доставил.- Лермонтов ошибочно отождествляет доктора Фауста с первопечатником Иоганном Фаустом.
Сон.- Все было тихо, как луна и ночь, И ветр не мог дремоты превозмочь.- Реминисценция из пушкинской «Полтавы» .
На картину Рембрандта.-О какой картине Рембрандта идет речь, не установлено.
К*** .- Один из образцов русской гражданской лирики. Наиболее вероятно, что стихотворение обращено к А. С. Пушкину, автору стихотворений «Стансы» , «Друзьям» , «К вельможе» , несправедливо расцененных некоторыми из современников как свидетельство компромисса поэта с самодержавием.
Поле Бородина.- Ранний вариант стихотворения о Бородинской битве. Ср. «Бородино» .
К*** .- Адресовано Н. Ф. Ивановой.
К себе.- Относится к циклу стихов, посвященных Н. Ф. Ивановой,
«Душа моя должна прожить в земной неволе…» .- Связано с увлечением Н. Ф. Ивановой.
Из Андрея Шенье.- Относится к группе стихотворений, объединенных темой поэта-борца. Заголовок стихотворения предполагает существование французского источника; между тем подобного стихотворения у французского поэта и публициста Андре Мари Шенье, казненного якобинцами, нет.
Возможно, что поэтический опыт Шенье Лермонтов воспринимал через Пушкина, через пушкинскую элегию «Андрей Шенье» , написанную за несколько месяцев до восстания 14 декабря. Ряд строк из нее не был пропущен цензурой и распространялся в списках с произвольным заголовком «На 14-е декабря»: по этому поводу возникло длительное политическое дело. Имя Андре Шенье в такой ситуации стало злободневным и символизировало собою образ страстного тираноборца, жертву деспотизма.
Стансы.-Входит в лирический цикл, посвященный Н. Ф. Ивановой.
Мой демон.-Новая редакция одноименного стихотворения 1829 г.
Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 3