Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА.

Стихотворение «Отчего» было написано М. Ю. Лермон­товым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М. А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен. Она была младше Лермонтова лет на шесть.

М. А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: «Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера князя Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся

уже через несколько дней после смерти отца. По прошествии траурного срока она натурально стала являться в свете, и столь же натурально, что нашлись тотчас и претенденты на ее руку, и просто молодые люди, за нею ухаживавшие.

В числе первых был офицерский гусар Лер­монтов — едва ли нелучший из теперешних наших поэтов…».

М. А. Щербатовой поэт посвятил также стихотворение «На светские цепи…».

Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике с элементами философского размышления. Жанр его — ли­рическая миниатюра романсного типа с элементами фило­софской медитации.

Исследователи неоднократно

отмечали, что в произведе­ниях Лермонтова нет сюжета счастливой любви, нет любви в настоящем. Традиционная тема любовной лирики поэта — это разлука героев, расставание, прощание, роковые обстоятель­ства, безответная любовь, невозможность счастья. То же са­мое мы видим и в стихотворении «Отчего». Построено оно в форме монолога-размышления героя о собственных чувствах, судьбе любимой женщины. Образ героини предстает в этом произведении светлым, прекрасным.

И одновременно он от­крывает читателю и внутренний облик лирического героя: мы видим человека искреннего, цельного, способного к сильным чувствам, драматическим переживаниям, желающего спас­ти, сберечь «молодость цветущую» любимой женщины. Ос­новные чувства лирического героя — это грусть, горькое осоз­нание безысходности ситуации, предчувствие расставания с любимой. Так же ощутимо звучит в стихотворении мотив про­тивостояния искреннего, чистого, свободного человека и свет­ской толпы.

Произведение имеет кольцевую композицию: открывает­ся и заканчивается оно обозначением одного и того же чув­ства лирического героя, содержащего в себе антитезу и в на­чале стихотворения, и в финале его:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно… потому что весело тебе.

Антитеза пронизывает и сам сюжет стихотворения: «цве­тущая молодость» героини противопоставлена «молвы ковар­ному гоненью», «светлый день» — «слезам и тоске». Финаль­ная антитеза, обогащенная многими мотивами, звучит резко, афористично, подчеркивая трагизм судьбы героини.

Синтаксическая и ритмическая конструкция стихотворе­ния основана на формах разговорного языка. «Именно по­этому три предложения, составляющие произведение, совер­шенно различны и несимметричны, к тому же первое из них занимает три строки, второе — две, а третье — одну. В соответ­ствии с их строением эти предложения обусловливают ритми­ческие переносы из стиха в стих, причем в стих нечетный, не рифмующийся с предыдущим, — из второго в третий, из чет­вертого в пятый. При этом синтаксические паузы в конце не­четных строк, в свою очередь, не совпадают с паузами ритми­ческими, которые падают на конец четных стихов, замкнутых смежной рифмой.

Однако такая сложность строфы «Отчего» только видимая, так как связана с безыскусственностью, про­стотой, даже «прозаичностью» ее, делающей ненужными ка­кие бы то ни было образные убранства и риторические укра­шения. Поэтому и шестистопный ямб здесь не скован цезурой и передает интонацию разговора-признания, немногословно­го, но проникновенного». Поэт использует немногочисленные средства художественной выразительности: эпитеты, метафору, инвер­сию, синтаксический паралле­лизм.

Стихотворение «Отчего» является шедевром любовной ли­рики М. Ю. Лермонтова. Лирический герой поэта восприни­мает любовь как бесценный дар, но властвующая в жизни дисгармония разрушает возможность счастья, делает любовь трагичной, приносящей человеку страдания.

Произведения для сопоставления: Ф. И. Тютчев — стихотворения «Чему молилась ты с любовью…», «Она сидела на полу…»

Скрепа: мотив противостояния личности и общества, мотив мол­вы, мотив несчастной судьбы, мотив убитой любви и радости.




Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО»