Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО»
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА.
Стихотворение «Отчего» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М. А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен. Она была младше Лермонтова лет на шесть.
М. А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: «Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера князя Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся
В числе первых был офицерский гусар Лермонтов — едва ли нелучший из теперешних наших поэтов…».
М. А. Щербатовой поэт посвятил также стихотворение «На светские цепи…».
Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике с элементами философского размышления. Жанр его — лирическая миниатюра романсного типа с элементами философской медитации.
Исследователи неоднократно
И одновременно он открывает читателю и внутренний облик лирического героя: мы видим человека искреннего, цельного, способного к сильным чувствам, драматическим переживаниям, желающего спасти, сберечь «молодость цветущую» любимой женщины. Основные чувства лирического героя — это грусть, горькое осознание безысходности ситуации, предчувствие расставания с любимой. Так же ощутимо звучит в стихотворении мотив противостояния искреннего, чистого, свободного человека и светской толпы.
Произведение имеет кольцевую композицию: открывается и заканчивается оно обозначением одного и того же чувства лирического героя, содержащего в себе антитезу и в начале стихотворения, и в финале его:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
Антитеза пронизывает и сам сюжет стихотворения: «цветущая молодость» героини противопоставлена «молвы коварному гоненью», «светлый день» — «слезам и тоске». Финальная антитеза, обогащенная многими мотивами, звучит резко, афористично, подчеркивая трагизм судьбы героини.
Синтаксическая и ритмическая конструкция стихотворения основана на формах разговорного языка. «Именно поэтому три предложения, составляющие произведение, совершенно различны и несимметричны, к тому же первое из них занимает три строки, второе — две, а третье — одну. В соответствии с их строением эти предложения обусловливают ритмические переносы из стиха в стих, причем в стих нечетный, не рифмующийся с предыдущим, — из второго в третий, из четвертого в пятый. При этом синтаксические паузы в конце нечетных строк, в свою очередь, не совпадают с паузами ритмическими, которые падают на конец четных стихов, замкнутых смежной рифмой.
Однако такая сложность строфы «Отчего» только видимая, так как связана с безыскусственностью, простотой, даже «прозаичностью» ее, делающей ненужными какие бы то ни было образные убранства и риторические украшения. Поэтому и шестистопный ямб здесь не скован цезурой и передает интонацию разговора-признания, немногословного, но проникновенного». Поэт использует немногочисленные средства художественной выразительности: эпитеты, метафору, инверсию, синтаксический параллелизм.
Стихотворение «Отчего» является шедевром любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Лирический герой поэта воспринимает любовь как бесценный дар, но властвующая в жизни дисгармония разрушает возможность счастья, делает любовь трагичной, приносящей человеку страдания.
Произведения для сопоставления: Ф. И. Тютчев — стихотворения «Чему молилась ты с любовью…», «Она сидела на полу…»
Скрепа: мотив противостояния личности и общества, мотив молвы, мотив несчастной судьбы, мотив убитой любви и радости.
Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО»