Анализ Стихотворения Лермонтова «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Стихотворение «Поэт» . Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Поэт» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1838 году. В 1839 го­ду оно было напечатано в журнале «Отечественные записки».

В этом произведении автор размышляет о состоянии русской поэзии послепушкинского периода. И в этом плане стихотворе­ние представляет собой литературную декларацию Лермонтова.

Произведение мы можем отнести к гражданской лирике. Ос­новная тема его — гражданская миссия поэта.

Стихотворение построено с помощью развернутого сравне­ния.

Поэт сопоставляется у Лермонтова с кинжалом, некогда верно служившим своему владельцу, а затем ставшим бесполез­ной и бесславной игрушкой. Эта сопоставление лирического ге­роя с кинжалом мы уже встречали в стихотворении Лермонтова «Кинжал».

Только в этом стихотворении это сопоставление име­ло позитивную окраску: герой обещал сохранить душевную твер­дость, подобно своему «светлому и холодному товарищу». В сти­хотворении «Поэт» это сопоставление имеет более пессимистич­ную окраску.

Композиционно мы можем выделить в произведении две части, каждая из которых выстроена на основе антитезы.

В пер­вой части представлено описание славной воинской судьбы кинжала:

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу,

Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.

Теперь же верный спутник героя стал золотой игрушкой, бли­стающей на стене. Такова же, по мысли автора, и судьба поэта в современном мире:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?

Исследователи отмечали здесь перекличку тематики первой и второй частей: «Игрушкой золотой он блещет на стене» — «На злато променяв ту власть….»; «молясь между зарей» — «как фи­миам в часы молитвы». Все эти параллели способствуют как бо­лее образному сопоставлению двух частей стихотворения, так и более острой антитезе внутри каждой из них. Внутри второй части мы видим противопоставление роли поэта в прошлом и в настоящем времени. В прошлом поэт был носителем истины, глашатаем общенародных дум:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,

И отзвук мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

Сама поэзия была приравнена к священнодействию: она была нужна людям, как «фимиам в часы молитвы». В современном же мире миссия поэта предстает сниженной, упрощенной и опош­ленной:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…

М. Ю. Лермонтов здесь сурово осуждает современную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. Обычная для роман­тизма антитеза «поэт и толпа» здесь уступает место противопо­ложному решению: поэт — учитель общества, выразитель на­родных дум, он находится в гармоническом единстве со своим народом.

В финале стихотворения с кинжалом уже сравнивается не сам поэт, а поэзия. М. Ю. Лермонтов призывает современников к возрождению высокой роли искусства:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..

Стихотворение написано с помощью чередования шести­стопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты, сравнение, метафору, риторическое восклицание и риторический вопрос.

Стихотворение имеет программное значение для всего твор­чества поэта. Мы можем рассматривать его в контексте лиричес­ких размышлений М. Ю. Лермонтова о роли поэта в жизни об­щества — стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель».




Анализ Стихотворения Лермонтова «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»