Анализ Стихотворения Лермонтова «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»
Стихотворение «Поэт» . Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Поэт» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1838 году. В 1839 году оно было напечатано в журнале «Отечественные записки».
В этом произведении автор размышляет о состоянии русской поэзии послепушкинского периода. И в этом плане стихотворение представляет собой литературную декларацию Лермонтова.
Произведение мы можем отнести к гражданской лирике. Основная тема его — гражданская миссия поэта.
Стихотворение построено с помощью развернутого сравнения.
Только в этом стихотворении это сопоставление имело позитивную окраску: герой обещал сохранить душевную твердость, подобно своему «светлому и холодному товарищу». В стихотворении «Поэт» это сопоставление имеет более пессимистичную окраску.
Композиционно мы можем выделить в произведении две части, каждая из которых выстроена на основе антитезы.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу,
Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.
Теперь же верный спутник героя стал золотой игрушкой, блистающей на стене. Такова же, по мысли автора, и судьба поэта в современном мире:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?
Исследователи отмечали здесь перекличку тематики первой и второй частей: «Игрушкой золотой он блещет на стене» — «На злато променяв ту власть….»; «молясь между зарей» — «как фимиам в часы молитвы». Все эти параллели способствуют как более образному сопоставлению двух частей стихотворения, так и более острой антитезе внутри каждой из них. Внутри второй части мы видим противопоставление роли поэта в прошлом и в настоящем времени. В прошлом поэт был носителем истины, глашатаем общенародных дум:
Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзвук мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.
Сама поэзия была приравнена к священнодействию: она была нужна людям, как «фимиам в часы молитвы». В современном же мире миссия поэта предстает сниженной, упрощенной и опошленной:
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…
М. Ю. Лермонтов здесь сурово осуждает современную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. Обычная для романтизма антитеза «поэт и толпа» здесь уступает место противоположному решению: поэт — учитель общества, выразитель народных дум, он находится в гармоническом единстве со своим народом.
В финале стихотворения с кинжалом уже сравнивается не сам поэт, а поэзия. М. Ю. Лермонтов призывает современников к возрождению высокой роли искусства:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..
Стихотворение написано с помощью чередования шестистопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты, сравнение, метафору, риторическое восклицание и риторический вопрос.
Стихотворение имеет программное значение для всего творчества поэта. Мы можем рассматривать его в контексте лирических размышлений М. Ю. Лермонтова о роли поэта в жизни общества — стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель».
Анализ Стихотворения Лермонтова «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»