Анализ стихотворения Лермонтова «Раскаянье»

Осталось неизвестным, был ли прототип у женского образа, изображенного в лермонтовском стихотворении 1830-31 гг. Темы обмана и предательства в любви объединяют произведение с «ивановским циклом» лирики Лермонтова, однако в облике идеальной героини представлен обобщенный женский образ.

«Раскаянье» построено в форме откровенного монолога героя, который обращен к самому себе. Из четырех восьмистиший юный автор создает маленький роман о любви: лирический герой сумел пробудить прекрасные чувства в женской «душе чистой», но не

ответил взаимностью влюбленной девушке. Драматическая развязка несчастливого союза, «тихий плач» верной любви порождают размышления о причинах и возможном выходе из конфликта.

Интересна структура образа лирического героя, на первый план которой выдвигается внутренний собеседник-оппонент. Его можно именовать голосом совести или, по терминологии Лермонтова, «чувством правды» . Стараясь дистанцироваться от героя, голос обладает правом оценивать неприглядное поведение своего обладателя подобно другому человеку, например близкому другу.

Внутренний собеседник беспощаден к своему хозяину. Он решительно

отвергает жалобы на несправедливость судьбы, обрушивая беспощадную формулу: «создал сам свое страданье». Голос совести не стесняется давать отрицательные оценки: «бессмысленный», «клад потерял», «презрел все».

Появляется насмешливое сравнение лирического субъекта с дубом, безразлично и тупо взирающим на чужие страдания.

Прогноз, который пророчит герою оппонент, также неутешителен: он обещает жизненный «ад» без радости. Модель будущего строится на антитезе истинной и ложной любви, которые олицетворяют два противоположных женских образа. Первый — возвышенно-идеальный, верный и честный, метафорически подобный «кладу». Обладательница второго названа «обманщицей прекрасной».

Мотив обмана кроется не только в неискренности новой любви, но и в том, что внешний облик обольстительницы напоминает «первую утрату». Она становится маской, фальшивым двойником, играющим в истинное чувство.

Беспощадный собеседник не ограничивается критикой и изображением страшных перспектив: он предлагает разрешить конфликт. Настойчивый призыв к покаянию оформлен при помощи двух глаголов в повелительном наклонении, один их которых повторяется. Убедительная речь еще раз подкрепляется картиной неудачливого, пустого будущего.

Вера в силу искреннего раскаяния смягчает звучание язвительно-критических оценок и порождает надежду на возвращение истинного счастья.




Анализ стихотворения Лермонтова «Раскаянье»