Анализ стихотворения Мандельштама «Как кони медленно ступают…»
В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но и напротив — активно продвигал, читая друзьям и знакомым. Пастернак говорил, что произведение не имеет никакого отношения к литературе и может считаться актом самоубийства. В первую ссылку Осип Эмильевич отправился в 1934 году.
Сначала вместе с супругой он проживал в Чердыни, что в Пермском крае, потом переехал в Воронеж. После завершения срока действия наказания Мандельштам
Причина смерти — тиф, место — пересыльный лагерь Владперпункт.
По замечанию многих исследователей творчества Мандельштама, в лирике его часто содержится предвидение будущего. В нескольких стихотворениях он буквально предсказал и ссылку, и собственную трагическую гибель. К подобным текстам можно отнести и произведение «Как кони медленно ступают…», написанное в 1911 году и вошедшее в дебютный сборник поэта «Камень». Лирический герой вынужден куда-то ехать под
При этом действие происходит ночью, путь персонажа и его сопровождающих пролегает мимо леса или сквозь него: «…И темных елей очертанья…». Чужие люди в тексте возникают не случайно. Скорей всего, Мандельштам отсылает читателей к следующим строкам из пушкинской поэмы «Цыганы»: …Чужие люди за него Зверей и рыб ловили в сети…
Доказательством служит то, что произведение Александра Сергеевича поэт цитирует в двух статьях — в «Слове и культуре» и «О природе слова».
Стихотворение «Как кони медленно ступают…» пропитано обреченностью, покорным принятием своей незавидной судьбы. Лирический герой отчужден от окружающих его людей, погружен в себя, аморфен, словно потерян в пространстве. Мандельштам противопоставляет персонажа остальному миру при помощи яркой метафоры «нежный лед руки чужой», работающей на контрасте с ключевым смыслом всего произведения и подчеркнутой посредством словосочетания «горячей головы качанье».
При прочтении рассматриваемого текста у чуткого читателя возникает ощущение многозначительности и бесконечности печали, растворенной в природе и человеке.
Анализ стихотворения Мандельштама «Как кони медленно ступают…»