Анализ стихотворения Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…»

Стихотворение «На розвальнях, уложенных соломой…», датированное 1916 годом, включено во второй сборник Мандельштама «Tristia». Оно тесно связано с важным событием в жизни поэта. В год его написания Осип Эмильевич первый раз посетил Москву.

Город произвел на него сильнейшее впечатление, так как слишком отличался от дорогого сердцу Петербурга. В первую очередь из-за построек, значительная часть которых была возведена до времен правления Петра Великого. В начальной строке стихотворения указано, что лирический герой на розвальнях едет

не один, а с неким спутником.

Догадаться, кого имел в виду поэт, довольно легко. В Москве его встречала Цветаева, в которую он был взаимно влюблен. Сложившаяся ситуация вызвала у Мандельштама ряд ассоциаций, переданных в стихотворении. Пара, едущая на розвальнях, — Марина Мнишек и самозванец Гришка Отрепьев. Углич, упомянутый во второй строфе, — место гибели малолетнего царевича Дмитрия Ивановича, обстоятельства смерти которого до сих пор до конца точно не выяснены.

Лжедмитрия везут по московским улицам без шапки на казнь. Действие в стихотворении развивается стремительно. Финал второй строфы — отпевание

самозванца: «…и теплятся в часовне три свечи».

Под тремя встречами, по-видимому, подразумеваются три свидания с Цветаевой. Кроме того, обыгрывается знаменитая концепция «Москва — Третий Рим», введенная монахом Филофеем: «…ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Последняя строфа напоминает описание известной картины «Боярыня Морозова», принадлежащей кисти Сурикова.

Там тоже и сани-розвальни, и птицы черные, и снег лежит. Так в стихотворении появляется еще одна историческая эпоха — времена правления Алексея Михайловича. Последняя строка — «…и рыжую солому подожгли» — самая сильная в произведении «На розвальнях, уложенных соломой…». По свидетельствам современников, рыжие волосы были у Григория Отрепьева, выдававшегося себя за царевича Дмитрия. После смерти тело его сожгли, а пеплом, смешанным с порохом, выстрелили из пушки в сторону Польши.

Только в финале произведения становится понятно, что относится оно к интимной поэзии. С одной стороны — все хорошо, вместе с возлюбленной герой едет по московским улицам. С другой — он предчувствует скорый конец, трагическую гибель, сравнивая свою судьбу с судьбой Григория Отрепьева, полюбившего Марину Мнишек.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ стихотворения Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…»