Анализ стихотворения Маяковского «Еще Петербург»
Уже в ранних творениях автора возникает определенная модель столичного пейзажа: контрастные черно-белые зарисовки с красными акцентами. Подобное колористическое решение символизирует диссонансы буржуазного общества, передает его бездушную, корыстную, вульгарную суть. От уродливого городского «адища» не скрыться в уютном приватном мирке: дисгармоничная атмосфера проникает в каждый из маленьких «адков» вечерних окон.
С появлением антивоенной темы в урбанистических картинах Маяковского усиливаются мотивы предчувствия катастрофы.
Небольшое произведение 1914 г. открывает акустический образ: лирическому субъекту слышатся отголоски бальной музыки. Отдаленно звучащая мелодия характеризуется осязательным эпитетом «теплый», который контрастирует с холодом утренней мглы. Главным персонажем первого четверостишия становится персонифицированный образ тумана — таинственного, плотного, снежно-седого.
Автор олицетворяет свойство природной реалии скрадывать предметы и фигуры людей, ассоциируя
Другой визуальный образ, уличные часы, дополняются неожиданным сравнением с «грубой бранью». Связь между пейзажной деталью и тропом подкрепляется лексической анафорой, представляющей словоформы глагольной пары «нависать» — «нависнуть».
К финалу стихотворения нарастают пренебрежительные иронические интонации, продиктованные нигилистической позицией лирического субъекта-футуриста. В заключительном эпизоде ключевую позицию занимает олицетворенный образ «какой-то дряни» — намеренно сниженный, неопределенный, изображенный подчеркнуто небрежно. Обозначены лишь место существования объекта и его способность «величественно» взирать на происходящее внизу.
Последнее качество позволило автору включить в текст язвительное сравнение неясной природной реалии с чертами портрета Льва Толстого, входящего в число классиков, творчество которых футуристы провозглашали устаревшим, непонятным, тематически ограниченным.
Анализ стихотворения Маяковского «Еще Петербург»