Анализ стихотворения Маяковского «Мама и убитый немцами вечер…»

Антивоенная тема, обозначенная в произведении «Война объявлена», развивается в стихотворном тексте, также датированном 1914 г. Его эксцентричная форма включает в себя приметы драматического жанра: пометы «Письмо» и «Звонок», указывающие на повороты сюжета, сродни ремаркам в пьесе.

Стихотворение, насыщенное тягостными танатологическими мотивами, открывается короткой городской зарисовкой, в которой черный цвет улиц контрастирует с белизной лиц матерей. Мрачный монохромный колорит усиливается сравнением белого с парчовой

обшивкой гроба. В этом же эпизоде присутствует еще одна антитеза: «орущим» о военных успехах ура-патриотам противопоставляется слезная просьба матерей. Она выглядит по-футуристически странно и связана с олицетворением образа прессы.

Мольба о закрытых «глазах газет» — это страстный призыв, указывающий на антигуманную сущность войны, которая раскалывает семьи и приносит в них горе.

Первая ремарка обращает внимание читателя к письму с фронта. Показательны вступительные замечания о дыме и грохоте, которые проясняют внешние обстоятельства новой сцены. Предмет письма весьма оригинален: сын рассказывает

об «израненном вечере», как будто о своем сослуживце.

Причудливая картина создана по канонам неповторимого урбанистического пейзажа раннего Маяковского. В ней все подлежит олицетворению: вечер, звезды, луна, деревни и города. Могучий вечер-солдат пытается превозмочь страдания от тяжелых ран. Над ним визжат, будто женщины, «звезды в платочках» и «страшно» косит глаз месяца.

Картину скорби дополняет горюющая Ковна, также соотнесенная с женским образом. Она рыдает и в отчаянии ломает себе руки. Автор оперирует и реальным, и метафорическим смыслами образа города, и поэтому применяет по отношению к нему два ярких тропа: «глаза костелов» и «пальцы улиц».

Завершают душераздирающую сцену удалые слова вечера, однако в соотнесении с тяжелым каламбуром заглавия не остается сомнений по поводу скорой гибели желающего показать себя в мазурке.

Вторая ремарка возвращает сюжет в реальность монохромного города. В финальном эпизоде повторяется мотив гробовой белизны материнского лица, заданный зачином. Здесь крупным планом отображены эмоции одной из героинь. Поэт передает ужас матери, которая предчувствует весть о гибели сына.

Художественный текст завершается рефреном-мольбой, образуя кольцевую композицию.




Анализ стихотворения Маяковского «Мама и убитый немцами вечер…»