Анализ стихотворения Маяковского «Ханжа»

Обличение пороков членов нового общества — задача, провозглашаемая в произведениях Маяковского 1928-29 гг. Галерею сатирических персонажей пополнили образы труса и подлизы из одноименных стихотворений. Они построены по классическим законам гротеска.

Норовящий «уйти в воротник» трус наделяется фантастическим «ухом в метр». Оно необходимо, чтобы услышать мнение любого из начальственных «тузов». У подлизы до огромных размеров — «на метров тридцать» — вырастает язык.

С его помощью, путем «нежного способа обхожденья»,

подхалим зарабатывает себе очередной чин. Оба социальных явления расцениваются автором как «издевательство над демократией» — случаи безусловно отрицательные, подлежащие порицанию.

Очередным недостатком, находящимся в центре сатирического прицела, становится лицемерие. Главный персонаж «Ханжи» 1928 г. — гражданин Васюткин, внешний облик которого соответствует характеристике примерного христианина. Напускная вера не мешает набожному герою лгать, воровать, брать взятки, проявлять равнодушие и трусость.

Закончив рабочий день, Васюткин пьянствует, выбрав себе в собутыльники человека

со схожей жизненной позицией, «попа пунцоворожего». В семейном быту поведение Васюткина не менее отвратительно: он бьет детей и жену. Все неблаговидные действия лицемер привык комментировать поговорками, которые транслируют присутствие Божьего промысла на разнообразные стороны мещанской жизни.

Характеристику персонажа дополняет лексика с отрицательными коннотациями: «в сале», «разжиревши», «нагоняя жир».

Создавая отталкивающий образ святоши, автор аккумулирует в тексте с десяток вариантов идиом, в которых упоминается имя Бога. Большинство из них звучит из уст Васюткина. Несоответствие между смыслом устойчивой конструкции и действиями героя каждый раз обращает внимание читателя на истинную натуру вора и семейного тирана.

Последнее сравнение — «как у Христа за пазухой» — подытоживает серию обличающих миниатюр из жизни персонажа.

В финальном эпизоде, содержащем авторское обобщение, о двуличии подобных Васюткиных говорится во множественном числе. Поэта тревожит размах негативного явления. Уверенные в своей правоте, «всероссийские ханжи» живут спокойной сытой жизнью.

На их комфорт мало повлияли даже политические трансформации: обыватели подобного сорта быстро приспосабливаются к новой реальности.




Анализ стихотворения Маяковского «Ханжа»