Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина
«Не жалею, не зову, не плачу…»
Грустные философские размышления о быстротечности жизни характерны для всего творчества Сергея Есенина.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано, когда автору было всего 26 лет. Сам Есенин так объяснял это: «Поэту необходимо чаще думать о смерти… только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».
Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который размышляет о прожитой жизни, об ушедшей юности. Все лучшее осталось и прошлом: сердце
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Очень многое соединилось в простом и обычном, казалось бы, эпитете розовый. Здесь и цвет зари, и оттенок нереальности происходящего, и радостные ожидания, так свойственные юности.
Розовый конь — романтический и символический образ. Это символ восхода солнца, весны, радости, чего-то светлого и чистого.
Но и реальный крестьянский конь, на котором скакал Есенин в юности, тоже становился розовым в лучах восходящего солнца. Однако юность прошла, и теперь сердце лирического
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Невозможно не заметить также использованный автором прием антитезы — противопоставления. Весенние цветущие яблони поэт противопоставляет осеннему золоту увядания, то есть детство и юность противопоставляет старости, юношеские мечты — разочарованиям взрослой жизни.
В стихотворении много красивых поэтических образов: здесь и «белых яблонь дым», и «страна березового ситца», и медь листьев кленов, и «весенняя гулкая рань».
Самобытны, неожиданны и в то же время близки и понятны метафоры: «золото увяданья», «буйство глаз и половодье чувств», «пламень уст». А слова поэта: «Все пройдет, как с белых яблонь дым» — воспринимаются теперь нами как афоризм.
Заканчивается стихотворение словами, в которых выражено принятие жизни такой, какая она есть, — с рассветом, увяданием и неизбежным умиранием. И хотя последнее слово в стихотворении — «умереть», акцент в заключительной строфе приходится на слова «благословенно» и «процвесть»:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Многие стихи Сергея Есенина положены на музыку — так они мелодичны.
Это стихотворение тоже стало известной и многими любимой песней. И дело не только в задушевности содержания — почти каждая строчка этого удивительного произведения инструментована определенными звуками.
И написано стихотворение тем же самым размером, который обычно использовался в народных песнях, — пятистопным хореем.
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина