Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

«Не жалею, не зову, не плачу…»

Грустные философские размышления о быстро­течности жизни характерны для всего творчества Сергея Есенина.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано, когда автору было всего 26 лет. Сам Есенин так объяснял это: «Поэту необходимо чаще думать о смерти… только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».

Стихотворение написано в форме монолога лири­ческого героя, который размышляет о прожитой жизни, об ушедшей юности. Все лучшее осталось и прошлом: сердце

уже «тронуто холодком», в нем вс

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Очень многое соединилось в простом и обычном, казалось бы, эпитете розовый. Здесь и цвет зари, и оттенок нереальности происходящего, и радостные ожидания, так свойственные юности.

Розовый конь — романтический и символический образ. Это символ восхода солнца, весны, радости, чего-то светлого и чистого.

Но и реальный крестьянский конь, на котором скакал Есенин в юности, тоже становился розовым в лучах восходящего солнца. Однако юность прошла, и теперь сердце лирического

героя тронуто холодком безверия и разочарования. Розовый цвет плавно пере­ходит в холодную медь:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Невозможно не заметить также использованный автором прием антитезы — противопоставления. Весенние цветущие яблони поэт противопоставляет осеннему золоту увядания, то есть детство и юность противопоставляет старости, юношеские мечты — разочарованиям взрослой жизни.

В стихотворении много красивых поэтических об­разов: здесь и «белых яблонь дым», и «страна бере­зового ситца», и медь листьев кленов, и «весенняя гулкая рань».

Самобытны, неожиданны и в то же время близки и понятны метафоры: «золото увяданья», «буйство глаз и половодье чувств», «пламень уст». А слова поэта: «Все пройдет, как с белых яблонь дым» — вос­принимаются теперь нами как афоризм.

Заканчивается стихотворение словами, в которых выражено принятие жизни такой, какая она есть, — с рассветом, увяданием и неизбежным умиранием. И хотя последнее слово в стихотворении — «уме­реть», акцент в заключительной строфе приходится на слова «благо­словенно» и «процвесть»:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Многие стихи Сергея Есенина положены на музы­ку — так они мелодичны.

Это стихотворение тоже стало известной и многими любимой песней. И дело не только в задушевности содержания — почти каждая строчка этого удиви­тельного произведения инструментована опреде­ленными звуками.

И написано стихотворение тем же самым раз­мером, который обычно использовался в народных песнях, — пятистопным хореем.




Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина