Анализ стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…» Ахматовой А. А
Сильный дух и воля к жизни выступают в стихотворении 1922 г. «Небывалая осень построила купол высокий…» , в отличие от двух напечатанных в «Вечере» и «Четках» светлом по тональности, оптимистичном, точнее, умиротворенном. Его появлению предшествовали лишения времен Гражданской войны, тяжелейшие потери, неудача попыток устроить личную жизнь. Одиннадцать строк из двенадцати — развернутый пейзаж, картина необыкновенной «весенней осени». И оказывается, что последний, неожиданный стих «Вот когда подошел ты, спокойный, к
Она уже мечтает не о счастье, а, как 35-летний Пушкин в стихотворении «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», только о покое, и мы понимаем вдруг, до какой степени ей, дивящейся вместе с другими людьми небывалой осени, этого покоя не хватало. Ахматовой уже тридцать три года: по тогдашним понятиям, молодость кончается. К 1922 г. относится начало ее отношений с искусствоведом Н. Н. Пуниным, обернувшихся длительной совместной жизнью, хотя счастья,
Пока героиня стихотворения надеется пусть не на самое лучшее, но на хорошее.
Осень олицетворена: строит купол неба, запрещает облакам его «темнить», «жадно» ласкается к солнцу. Постепенно олицетворение вытесняется личностной человеческой позицией. Восприятие удивленных людей становится конкретнее: видна изумрудная вода в каналах, пахнет крапива, как розы, «было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых» , таких, что «их запомнили все мы до конца наших дней» — уже не люди вообще, а «все мы» и до конца дней, героиня уверена в этом, хотя о скорой смерти, в отличие от героинь «Вечера» и «Четок», отнюдь не думает. Слово «мы» выделено и метрическим перебоем: торжественный, протяженный 5-стопный анапест теряет внутри стиха два слога, в том числе ударный, строка распадается на два метрически одинаковых полустишия, пауза подчеркивает серьезность ожидаемого — «до конца наших дней». В последнем же четверостишии, где возникает сравнение солнца с нестрашным мятежником и появляется образ подснежника, цветка «новой», возрождающейся жизни, «мы» заменяется на «я», хотя и в форме притяжательного местоимения, — соответствующее как бы неожиданно появившемуся, но подготовленному всем строем стихотворения «ты».
В этом четверостишии точные рифмы, ровный метр. Стих гармонизируется так же, как и содержание.
Анализ стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…» Ахматовой А. А