Анализ стихотворения Некрасова «Горы»

В 1840 году из печати вышел дебютный стихотворный сборник Некрасова, получивший название «Мечты и звуки». Издал его молодой поэт на собственные деньги. Перед тем, как нести рукопись в типографию, он решил познакомить с ее содержанием Василия Андреевича Жуковского.

Тот книгу прочитал и посоветовал Николаю Алексеевичу отказаться от публикации. Некрасов объяснил, что сделать этого не может. Тогда Жуковский дал второй мудрый совет — убрать со сборника имя. В итоге издание вышло, подписанное инициалами «Н. Н.».

У читателей успеха

оно не имело, продавалось из рук вон плохо. Профессиональные критики тоже не спешили восторгаться дебютным трудом Николая Алексеевича. Значительная часть рецензий отличалась сдержанностью.

Белинский и вовсе назвал стихотворения нестерпимо посредственными. Великий литературный и театральный критик был абсолютно прав. Раннее творчество Некрасова носило подражательный характер. Среди ориентиров поэта — Лермонтов, Гюго, Бенедиктов, Пушкин и другие авторы. Особенно сильное влияние на Николая Алексеевича оказал романтизм.

Поняв, что дебютный сборник получился провальным, Некрасов начал выкупать его экземпляры

из магазинов и уничтожать их, но материальное положение не позволило довести дело до конца. В настоящее время первое издание книги «Мечты и звуки» считается библиографической редкостью.

В вышеназванный сборник включено стихотворение «Горы», датированное 1839 годом. В тексте описывается Кавказ, при этом сам Некрасов там никогда не был. Впечатления, которыми делится лирический герой, скорей всего, почерпнуты из пушкинских и лермонтовских произведений. Красота гор называется «угрюмо-дикой», сам Кавказ характеризуется как суровый. Среди вершин выделяется Эльбрус.

Пейзаж, наблюдаемый героем, рождает в его голове философские размышления. Горы — нечто вечное, не поддающееся разрушению, над ними практически не властно время. Тысячами лет исчисляется их существование.

Множество поколений людей удалось им пережить. По мнению лирического героя, горные вершины чужды земле, но при этом не чужды небу. В некотором смысле они представляют собой связующее звено между двумя пространствами — земным и небесным.

Недаром в финале герой, от испытываемой радости чувствующий себя словно ребенок умиленный, обращается к горам с просьбой. Он хочет, чтобы восторг его души и «удивленья полны взоры», «заоблачные горы» передали небесам.




Анализ стихотворения Некрасова «Горы»