Период с 1848 по 1855 год в истории Российской империи получил название «мрачного семилетия». Это время отмечено настоящим цензурным террором. Николай I и его приближенные были настолько напуганы революционными событиями во Франции, что стали с утроенной энергией преследовать либеральную литературу и журналистику. Трудно пришлось Некрасову, пытавшемуся всеми силами сохранить репутацию «Современника», которым он руководил. Сильнейшим ударом обернулась для него смерть Белинского.
Сатирическое творчество Николая Алексеевича отошло на второй план. В соавторстве с Панаевой он написал два романа. Также к периоду «мрачного семилетия» относятся некоторые стихотворения «панаевского цикла», размышления о назначении и смысле собственной творческой деятельности.
В 1850 году на свет появилась небольшая серия произведений «На улице», представляющая собой беглые зарисовки. Некрасов в четырех коротких стихотворениях зафиксировал свои уличные впечатления.
«Гробок» — третья история цикла «На улице». В восьмистишии рассказывается о солдате, который под мышкой несет детский гроб. На глазах его — слезы. При этом пока дитятко было живо, относились к нему родители далеко не лучшим образом, часто повторяя: «Чтоб ты лопнуло, проклятое!
Да зачем ты и родилося?». Скорей всего, слова подобные произносились не от хорошей жизни. В императорской России довольно часто среди простого народа встречались ситуации, когда детей в семье рождалось много. Прокормить их всех не позволяло сложное финансовое положение.
Поэтому ребятишки нередко становились обузой. По интонации, выбранной Некрасовым, становится понятно, что он искренне сопереживает герою своего стихотворения, жалеет его. Обратите внимание: поэт называет служивого ласковым словом «детинушка».
Последнее произведение цикла «На улице» «Ванька» завершается следующей примечательной строкой: «Мерещится мне всюду драма». Эти слова — немного измененная цитата из очерка Герцена «Капризы и раздумья» . Они выступают в роли своеобразного эпилога ко всему циклу и эпиграфа к последующей лирике Николая Алексеевича, посвященной городской жизни низших слоев населения. При помощи них Некрасову удается усилить и без того тягостное впечатление, которое производят стихотворения из серии «На улице» на читателей.
Дайджест:
- Анализ стихотворения Некрасова «Прости»В 1842 году Некрасов встретил женщину, оказавшую огромное влияние на всю его жизнь. Авдотья Яковлевна Панаева была не только одной из красивейших дам Петербурга, она также славилась умом, писательским талантом, выступала в качестве хозяйки модного литературного салона, собиравшегося в доме ее супруга — Ивана Панаева. Сначала она была холодна к Некрасову. Ответила красавица на чувства ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Ни стыда, ни состраданья…»Некрасов известен в первую очередь как поэт, наибольшее внимание в творчестве уделявший социальной тематике. Множество произведений посвятил он тяжелому существованию простого народа. Не все его стихотворения идеальны с точки зрения формы и литературного мастерства, что Некрасов сам прекрасно осознавал. Несмотря на это лирика Николая Алексеевича сильнейшим образом воздействует на читателей. В ней искреннее сострадание народному ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «О письма женщины, нам милой!…»В 1842 году Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, женой писателя Ивана Панаева. Красавица-брюнетка сперва не ответила на чувства Николай Алексеевича. Тем не менее, позже ему удалось добиться взаимности. Так начался один из самых странных романов в литературной России девятнадцатого столетия. Авдотья Яковлевна, ее муж и Некрасов начали жить вместе. Столь необычный союз продержался около шестнадцати ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение»В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил в Париже. Стихотворение «Возвращение» связано с приездом Николая Алексеевича в родную страну. Произведение посвящено теме предназначения поэта и поэзии, к которой рано или поздно обращается каждый крупный стихотворец. Что касается Некрасова, то в его лирике ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «О Муза! я у двери гроба!…»Согласно свидетельству родной сестры Некрасова Анны Буткевич, стихотворение «О Муза! я у двери гроба!..» — последнее произведение, написанное Николаем Алексеевичем перед самой смертью. Неудивительно, что в нем затрагивается тема поэта и поэзии. Именно она была важнейшей для Некрасова в течение всей жизни. Одно из первых ее упоминаний встречается в небольшой зарисовке 1848 года «Вчерашний день, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Угомонись, моя муза задорная…»Тема предназначения поэта и поэзии занимает важнейшее место в творчестве Некрасова. Множество его стихотворений разных лет посвящено Музе. Ее образ обрел особенные черты уже в произведении «Муза», написанном в 1852 году. Она не учила поэта гармонии, выступала в роли «печальной спутницы печальных бедняков», была «неласковой и нелюбимой», «плачущей, скорбящей и болящей». Ее главная заслуга: …Почувствовать ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Демону»Стихотворением «Демону», написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение » Поэт и Гражданин». «Демону» же места в сборнике не нашлось. При этом сочинения явно связаны между собой. Мыслью, которой завершается «Демону», начинается «Поэт и Гражданин». Некрасов ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Горы»В 1840 году из печати вышел дебютный стихотворный сборник Некрасова, получивший название «Мечты и звуки». Издал его молодой поэт на собственные деньги. Перед тем, как нести рукопись в типографию, он решил познакомить с ее содержанием Василия Андреевича Жуковского. Тот книгу прочитал и посоветовал Николаю Алексеевичу отказаться от публикации. Некрасов объяснил, что сделать этого не может. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Ты всегда хороша несравненно…»В 1840-х годах Некрасов познакомился с Авдотьей Николаевной Панаевой — супругой литератора Ивана Ивановича Панаева, одной из красивейших женщин Петербурга того времени. Когда поэт понял, что влюбился, он всеми силами пытался бороться со своими чувствами, но битву эту в итоге проиграл. На протяжении нескольких лет Некрасов добивался взаимности от Авдотьи Николаевны. В 1846 году Панаева ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Пускай мечтатели осмеяны давно…»На протяжении практически всего творческого пути Некрасова современники называли его стихотворения слишком прозаичными. Кроме того, любители поэзии делились на два лагеря. Кто-то принимал лирику Николая Алексеевича, несмотря на недостатки формы, главным считая ее содержание. Другим она категорически не нравилась. Какой бы ни была позиция, общее у этих людей одно — их слух поэзия Некрасова оскорбляла, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор «Не может ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Когда из мрака заблужденья…»Любовь в интимной лирике Некрасова редко преподносится как счастье. Практически всегда рядом с ней соседствуют слезы, тоска, ссоры, ревность, взаимные упреки, озлобление. Часто в стихотворениях говорится о разлуке. Иногда разрыв только предчувствуется, иногда изображается как уже случившееся событие. На многих современников Николая Алексеевича, принадлежавших к разночинцам, любовная лирика поэта производила огромное впечатление, ведь чувства в ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «В столицах шум, гремят витии…»В 1856 году Некрасов отправился в заграничное путешествие, в рамках которого он побывал в нескольких европейских городах, среди них — Вена, Берлин, Флоренция. Первые впечатления, полученные после возвращения на родину, отразились в ряде стихотворений. В их числе — «В столицах шум, гремят витии…». Произведение датируется концом 1850-х годов. Изначально оно показалось цензорам подозрительным, поэтому не ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Душно! без счастья и воли…»В 1868 году Некрасов написал стихотворение «Душно! Без счастья и воли…». В тексте содержится практически прямой призыв к активной революционной борьбе, в результате которой мир должен измениться, а народное горе навсегда остаться в прошлом. По мнению ряда литературоведов, Николай Алексеевич вдохновлялся восьмистишием «Душно! иль опять сирокко…» , принадлежащим перу Кто, волны, вас остановил…» . В ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»Мать Некрасова — Елена Андреевна Закревская — вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова. Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна видела мало счастья. Супруг ее нередко жестоко ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Белинского»Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Вор»Произведение 1850 г. входит в состав небольшого цикла «На улице», созданного по канонам жанра физиологического очерка. Стремясь точно зафиксировать драматизм будничных сцен, автор заостряет внимание на диссонансах современности и социальных темах неравенства, жестокости и равнодушия. Неприглядные стороны быта городской бедноты изображены глазами лирического персонажа, чьей главной задачей провозглашается беспристрастное наблюдение за жизненным потоком. По этой ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко»Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со временем простой язык, богатый и певучий, такой, что зачаровывает, был изучен сыном помещика в ярославском селе и стал основным инструментом поэта. Его поэмы и стихи написаны народным языком так красиво и точно, что создается впечатление, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Что ни год — уменьшаются силы…»В 1861 году император Александр II провел одну из важнейших в истории Российской империи реформ, отменив крепостное право. Соответствующий манифест был подписан девятнадцатого февраля. Преобразования многим пришлись не по нраву. Даже тем, кто ранее активно ратовал за полное искоренение рабства в России. По мнению радикальных современников, реформа получилась половинчатой. К истинному освобождению крестьян она не ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма»Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и Некрасов жили под одной крышей. У возлюбленных в 1849 году даже родился сын, который прожил совсем недолго. Считается, что именно смерть ребенка и послужила началом ... Читать далее...
- Анализ поэмы Некрасова «Саша»«Саша» , занявшая третий отдел сборника, была первой поэмой в творчестве Некрасова. В центре ее — проблема формирования демократических убеждений у представителей передовой молодежи. Ранее эта же проблема уже решалась поэтом и в лирике, и в прозе, но только в «Саше» впервые у Некрасова выясняется коренное различие между либерализмом и демократизмом. Гложет поэмы, включающий обширные ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Незабвенный вечер»В 1840 году Некрасов при поддержке ряда петербургских друзей издал под псевдонимом «Н. Н.» свой дебютный сборник стихотворений, получивший название «Мечты и звуки». Произведения, вошедшие в книгу, носили по большей части подражательный характер. В них можно обнаружить многие штампы, возникшие в российской лирике к 40-м годам девятнадцатого столетия. Среди авторов, влияние которых заметно в раннем ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»Основная тема стихотворения «Размышления у парадного подъезда» — тема народной судьбы. Лирическое произведение построено на антитезе: владелец роскошных палат, знатный вельможа, считающий «жизнью завидною» «волокитство, обжорство, игру», противопоставлен крепостному крестьянину. Лирический сюжет стихотворения предельно прост: «деревенские русские люди» издалека пришли в лаптях к знатному вельможе пожаловаться на свое разорение, но их прогнал швейцар, так как ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова Н. АПервый поэтический успех Некрасова связан со стихотворением «Тройка» . Вопросы, которыми начинается это стихотворение, останутся без ответов. Та, к кому они обращены, не скажет ни слова… Что ты жадно глядишь на дорогу…? Поэт обращается на «ты» к героине своего стихотворения; она же не слышит и не услышит его — то ли потому, что обращение — ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин»Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию. Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Тройка»Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. В его творчестве можно найти множество произведений, посвященных русским женщинам — красавицам, умницам и отменным хозяйкам, которых, увы, не балует судьба. Одним из таких рифмованных жизнеописаний нелегкой женской доли является стихотворение «Тройка», созданное потом в 1846 году. Следует отметить, что до отмены крепостного права на ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Клюева «Рождество избы»Клюев родился в глухой деревне, расположенной на русском Севере, в крестьянской семье. Среди его предков были старообрядцы. Все это оказало огромное влияние на творчество Николая Алексеевича. Лирику его нельзя рассматривать, не принимая во внимание фольклорное орнаментальное искусство. Клюев внимательно изучал народные вышивки и кружева, коньки на крышах изб и причудливую резьбу, украшающую оконные наличники. Северное ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»В 1842 году Николай Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, супругой писателя, в доме у которого часто собирались литераторы. Эта женщина, обладающая не только публицистическим даром, но и незаурядной внешностью, в прямом смысле слова пленила начинающего поэта. Впрочем, жертвой чар Панаевой стали многие завсегдатаи литературного салона, но лишь Некрасову она ответила взаимностью. Этот роман длился без ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова Н. ААнализ стихотворения Крестьянские дети Мир, изображенный Некрасовым в стихотворении «Крестьянские дети», полон света, тепла и доброты. Автор любит, понимает и хорошо знает крестьянскую жизнь. Быт народа всегда находится в гармонии с природой, которую автор рисует бережно и с любовью. В начале стихотворения перед нами предстает спокойная и счастливая жизнь, которая может быть у поэта только ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Некрасова Н. АПри жизни поэта стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» не публиковалось. В 70-х гг. Некрасов будто бы нашел лоскуток бумаги, исписанный карандашом, и смог разобрать лишь два четверостишия. Он по памяти датировал свой текст 1848 г. Получается, что перед нами отрывок, хотя выглядит он как законченное, связное целое. Нет ли здесь какой-то путаницы или дезинформации? ... Читать далее...
Анализ стихотворения Некрасова «Гробок»