Анализ стихотворения Некрасова «Красавице»

Произведения первой поэтической книги Некрасова выдержаны в русле романтической тематики. Текст 1839 г. поддерживает общую тенденцию, разделяя художественное пространство на земной мир и «дивную сторону», где обитают высокая поэзия, радость, мечта.

Зачин стихотворения насыщен реминисценциями на пушкинские строки «Не пой, красавица, при мне…» К области интертекстуальных связей относятся эмоциональное обращение к лирической героине, структура ее образа, а также выбор рифм и лексических средств.

Герой подробно рассказывает

адресату о своих предпочтениях: вместо веселых песнопений он желал бы услышать «печальные напевы». Аргументации собственного выбора посвящена основная часть стихотворного текста.

Минорные мелодии ассоциируются у лирического «я» со сферой идеального. В ней «жизнь сладка» и гармонична, исполнена восторга, насыщена творчеством — приметы пространства сродни координатам «лучшего мира» Жуковского. Человеческие мечты выполняют роль посредников между двумя областями: их завораживает «чудесное волшебство» горних высот.

Вторая группа аргументов в пользу печальной музыки связана с образом

матери лирического субъекта. Тихие звуки колыбельной успокаивали младенца, а искренние слова «заветной молитвы» наделяли силой и надеждой.

Загадочный облик «младой музы» представляет третью комбинацию доводов. Богиня посвятила героя-поэта в тайны бытия. Романтику стал понятен «дивный говор» ветра, шелест деревьев, шум волн.

Природные образы организованы при помощи олицетворения: земля, буря и листья наделяются способностью выражать мысли словами.

Мотив всеведения вновь отсылает читателя к пушкинским источникам. Его пророку, преображенному серафимом, доступна для понимания даже потаенная жизнь горних существ.

Финальный эпизод возвращает к призыву, прозвучавшему в зачине художественного текста. Внутренний мир героя полон «звуков томных» — грустных, но умиротворяющих. Череда риторических вопросов свидетельствует о ненужности мелодий «веселья» и «забав»: они тревожат успокоившуюся душу, обрекая ее на «муку бесконечную».

В посвящении безымянной красавице начинающий поэт представил свой вариант романтической антитезы. Ее атрибутами выступает музыка различной тональности: мажорная ассоциируется с беспечным, но ограниченным дольним пространством, минорная — с бесконечными перспективами горней выси.




Анализ стихотворения Некрасова «Красавице»