Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока А. А

Стоит произнести имя А. Блока — и тотчас же возникают в сознании его строки: «И каждый вечер в час назначенный…» И это не случайно. «Незнакомка» не только одно из лучших стихотворений поэта, но и одно из совершеннейших созданий всей русской лирики. Во втором томе «трилогии» — томе «антитезы», где лирический герой погружается в хаотический мир повседневности, стихотворение это не одиноко. Сам поэт среди произведений, близких «Незнакомке», называл: «Там, в ночной завывающей стуже…», «Твое лицо бледней, чем

было…», «Шлейф, забрызганный звездами…», «Там дамы щеголяют модами…» и лирическую драму «Незнакомка».

В первых шести строфах «Незнакомки» перед читателем возникает картина обывательских буден, разгулявшейся пошлости, написанная поэтом с нескрываемым отвращением: «пыль переулочная», «испытанные остряки», гуляющие с дамами не где-нибудь, а «среди канав», «пьяницы с глазами кроликов». На улицах — «окрики пьяные», над озером — «женский визг». Здесь и природа предстает в неприглядном виде.

Даже луна лишена привычного романтического ореола и «бессмысленно

кривится», а весенний воздух «тлетворен», «дик и глух».

Именно бытовая достоверность рисунка дает повод некоторым литературоведам говорить о «Незнакомке» как о некой вехе на пути поэта к реализму. Однако следующие шесть строф по содержанию и поэтике составляют столь очевидный контраст первой части, что подобные утверждения теряют смысл. Здесь все возвышенно и прекрасно, таинственно и очень условно.

Даже немногие как будто бы реальные приметы Незнакомки лишь намечают некий силуэт, но не вступают в противоречие с другими, более отвлеченными характеристиками. Под траурными перьями шляпы, за темной вуалью не видно лица. Здесь нет разгадки — лишь намеки, представленные в системе символов, едва приоткрывающих замысел поэта. Они не поддаются однозначному толкованию и могут быть осмыслены лишь в контексте всей поэзии А. Блока.

Из всего сказанного очевидно, что главным принципом, определяющим композицию произведения, является контраст. Именно в контрастных сопоставлениях реализуется тот конфликт между желаемым и данным, идеалом и действительностью, который составляет основу романтического искусства и широко используется Блоком-символистом на всем протяжении его творчества. В «Незнакомке» резкое противопоставление двух частей находит выражение на нескольких уровнях: образной системы; лексики, звуковой организации стиха и т. д. Только ритмический рисунок остается неизменным.

Звуковое же оформление каждой части подчеркивает их контрастность и, несомненно, связано с содержанием. Сравним начала первой и второй частей.

По вечерам над ресторанамиГорячий воздух дик и глух…

Здесь перед нами сознательное нагромождение трудно произносимых согласных и «нерегламентированное» использование ударных гласных. Нарочито нестройному звучанию первой части противостоит гармония второй:

И каждый вечер в час назначенный

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Поэт сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным, оттеняя их шипящими и свистящими, напоминающими о шуршании шелка. Одновременно он обращается к повторам гласных, добиваясь напевного звучания стиха. Впрочем, чтобы услышать и прочувствовать все это, надо прочитать стихотворение вслух.

Нам осталось сказать только о последней, 13-й строфе: здесь завершается тема лирического героя, тема «поэт в страшном мире». Она введена, как и две другие, повтором «И каждый вечер…», который, выполняя существенную композиционную роль, несет и большую смысловую, философскую нагрузку. Духовность и бездуховность, пошлость и человечность, прекрасное и безобразное, добро и зло противостоят друг другу, отрицают друг друга не только каждодневно, но и всегда, из века в век.

Внешне, может быть, неотличимый от окружающих, герой на самом деле отчужден и одинок. Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Ho это — его «сокровище» — единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым.

И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям.




Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока А. А