Анализ стихотворения Незнакомка истолкование

Романтической мечтой о прекрасном проникнуто известное стихотворение Блока «Незнакомка» .

Столкновение поэзии с прозой жизни подчеркнуто смысловым делением стихотворения на две части, контрастной лексикой — бытовой и романтически-возвышенной. Сначала: «пыль переулочная», «скука загородных дач», «лакеи сонные», «пьяницы с глазами кроликов», затем: «берег очарованный и очарованная даль», «очи синие бездонные». В первой половине стихотворения подробной детализацией, повторами, перечислениями поэт сознательно

нагнетает ощущение скуки, однообразия, пошлости обывательской жизни.

На этом фоне чуд-ным видением возникает Незнакомка, возвышающаяся над будничной мещанской обстановкой, таинственная, загадочная. Незнакомка, как призрак, возникает на зыбкой грани реальности и фантазии. В такой «недопроявленности» образа заключается его прелесть и очарование, сила эмоционального воздействия. Он воспринимается как символ отрешенной, неземной красоты и чистоты. Стихотворение «Не-знакомка» может служить примером фонетической организации стиха.

Прочитайте стихотворение вслух с седьмой строфы до конца,

и вы увидите, как последовательно сменяются и поют здесь гласные е — а — у — о: и веют древними поверьями; закованный — вуаль — даль; глухие — поручены — луит — излучины; в моей — сокровище — поручен только — пьяное чудовище.

Музыкальность — одно из отличительных качеств поэзии А. Блока.

Вслушаемся внимательно в звучание первых строф стихотворения «Дым от костра струею сизой…»:

Дым от костра струею сизой

Струится в сумрак, сумрак дня.

Лишь бархат алый алой ризой,

Лишь свет зари — покрыл меня.

Все, все обман, седым туманом

Ползет печаль угрюмых мест.

И ель крестом, крестом багряным

Кладет на даль воздушный крест…

В этом стихотворении, написанном в интонациях романса, музыку стиха создают сближения одинаковых слов, одинаковых групп согласных, мастерскими аллитерациями. Например, первая строка второй строфы держится на звонком согласном м, во второй строке появляется аллитерация на глухой п, в третьей «играют» сочетания кр — кр — гр — кл — кр.

Здесь музыка стиха даже господствует над смыслом. К. Чуковский видел в подобных стихотворениях, выражавших субъективные переживания поэта, «деспотическое засилие музыки», «гениальную звукопись», «опьянение звуками». Действительно, многие стихотво-рения поэта, в которых он старался выразить невыразимое словом самой мелодикой стиха» находятся на грани, поэзии и музыки. «Я не знаю высшего музыкального наслаждения вне самой музыки, чем слушание стихов Блока»,- писал композитор Б. Асафьев, отмечая, что «…Блок вносил в свою поэзию понятное только музыкантам, неуловимое словами, мелодическое напряжение».

Источники:

    Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.

Аннотация: В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время. Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.

Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» .




Анализ стихотворения Незнакомка истолкование