Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» А. А. Фета
У Фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе, ее способности переплавить страдание в радость, остановить время. К ним относится и стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…», написанное 28 октября 1887 г. О том, что в стихотворении, состоящем из трех четверостиший, говорится о поэзии, о «певце… избранном», становится ясно лишь при чтении последних двух строк. Основная же часть текста — цепь образов-описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединенных мотивом резкого, внезапного изменения.
Это
Поразительно преображение внутреннего мира: открывается «неведомое, родное» , «тайные муки» обретают «сладость», «чужое» чувствуется как «свое». Десять строк — изображение
Весь текст — одно предложение, но сложность синтаксической конструкции малозаметна благодаря членению на стихотворные строки, благодаря синтаксическим параллелизмам строк. Лирическое напряжение передают анафоры: «Одним толчком…» — «Одной волной…»; «Вот чем…» — «Вот в чем…». Субстантивированные прилагательные среднего рода: «неведомое», «родное», «чужое», «свое» — напоминают о Жуковском, его программном фрагменте «Невыразимое» , также посвященном поэзии, ее возможностям. В стихотворении выдержано «единство представления», к которому стремился Фет, писавший Л. Толстому : «Но художественные законы для всяческого содержания неизменны и неизбежны, как смерть.
И первый закон — единство представления». И конечно, единство стихотворения — в его метре и строфике: это пятистопный ямб, с чередованием женских и мужских рифм. Можно говорить о ритмической композиции, в частности о выделении концовки: последние две строки, где ударение падает на первый слог, контрастируют с остальными.
Так ритм следует за смыслом, за развитием темы. Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» образует цикл с другими стихотворениями, также прославляющими поэзию: «Поэтам», «Если радует утро тебя…» и др., где в особенности выразителен, впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.
Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» А. А. Фета