Анализ стихотворения: Отцы пустынники и жены непорочны
А. С. Пушкин — стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны».
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» было написано А. С. Пушкиным 22 июля 1936 года. Оно входит в так называемый «каменно островский цикл» и представляет собой поэтическое переложение молитвы Ефрема Сирина.
Композиционно стихотворение состоит из трех частей. Первые две части — это своеобразное вступление. Здесь поэт идет по пути постепенного сужения темы, предмета разговора.
Начинается стихотворение с упоминания поэта об «отцах
Словосочетание «жены непорочны» напоминает нам об обращении к Богоматери: Всенепорочная Дева. Также это выражение отсылает нас к посланию Апостола Павла: «как церковь перед Христом, так и жена перед мужем должна быть свята и непорочна» .
«Отцы пустынники и жены непорочны» сложили множество прекрасных молитв, но лишь одна из них особенно дорога поэту, та, которую «священник повторяет Во дни печальные
Поэтому в пушкинском тексте это понятие означает: человек испытывает потребность в молитве и покаянии. И молитва эта незримо помогает человеку. Цель же молитвы — «сердцем возлетать во области заочны», укреплять его «средь дольних бурь и битв».
Здесь имеются в виду и земные искушения, и жизненные бури, неурядицы, которые так преследуют людей на протяжении их существования. Также поэт говорит об особой роли сердца во всей духовной жизни человека. «Библия приписывает сердцу все функции сознания: мышление, решение воли, ощущение, проявление любви, проявление совести…». Именно чистый сердцем человек способен донести свою молитву «во области заочны».
Третья часть стихотворения представляет собой поэтическое переложение молитвы Ефрема Сирина. Поэт здесь обращается к Богу, прося избавить душу от пороков. И первым здесь идет «дух праздности унылой».
Здесь речь идет об опустошенности души, житейской суете, о лености, застое в духовной и материальной жизни. Следующий губительный порок, по мысли поэта, — «любоначалие». Страсть любоначалия — это желание наставлять, властвовать, командовать. Оборотная сторона этого греха — гордыня, высокомерие.
Затем речь идет о «празднословии». Это один из губительных пороков, которым часто страдают окружающие нас люди. В евангельском тексте читаем: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» .
Затем поэт просит даровать ему особое духовное зрение — возможность увидеть и осознать собственные грехи. С этим процессом тесно связано восприятие окружающих нас людей, неосуждение ближнего.
Таким образом, в этом стихотворении поэт утверждает огромное значение молитвы в человеческой жизни.
Анализ стихотворения: Отцы пустынники и жены непорочны