Анализ стихотворения Пастернака Б. Л. «Быть знаменитым некрасиво»

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некра­сиво» является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творче­ского человека. Высказанные в стихотворении принципы ав­тор одновременно относит и к себе, и к другим писателям.

Б. Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо гла­зах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведе­ний. Художник слова лишь в глубине

души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился: «Цель твор­чества — самоотдача, А не шумиха, не успех».

В третьей строфе стихотворения Б. Л. Пастернак подчер­кивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Ус­лышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать инте­ресным не только современнику, но и потомку.

Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, ху­дожнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства».

По сути, мотив

до конца останется непроясненным. Достаточ­но глубокая по философской наполненности метафора «лю­бовь пространства» может символизировать удачу, музу, при­несшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства. Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.

В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жиз­ненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, «от­черкивая на полях».

Будучи поэтом-философом, Б. Л. Пастернак призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман.

Б. Л. Пастернак пишет о необходимости для талантливого человека не упиваться победами, а соблюдать личную скром­ность по отношению к своим успехам. Ведь главное — повес­ти за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б. Л. Пастернак на личном примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять живой интерес к окружающе­му миру, любить жизнь до самого последнего часа.

Тема на­значения поэта и поэзии является глубоко прописанной в рус­ской классической поэтической традиции.

В этой связи стихотворение Б. Л. Пастернака «Быть знаме­нитым некрасиво» творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой. При этом чередуются женская и мужская рифмы. В стихотворении широко используются изо­бразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы, антитеза, а также прием подчеркивания вертикаль­ных координат художественного пространства, этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической традиции и характе­рен для медитативной лирики в целом.

Основным эпитетом яв­ляется эпитет «живой», усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким образом, очевидно. Б. Л. Пастер­нак видит смысл жизни в самой жизни, в том, чтобы прожить ее честно и открыто.

Неслучайно в стихотворении так часто встречаются слова «надо», «должен», «не должен».




Анализ стихотворения Пастернака Б. Л. «Быть знаменитым некрасиво»