Анализ стихотворения Пастернака «На Страстной»

В стихотворении «На Страстной» описывается весна, пробуждение природы. Основная темапроизведения — изменения, которые происходят в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении чувствуется напряженная борьба стихий ночи и дня, темноты и света, зимы и весны, что подтверждают средства контраста. Особенные метафоры и эпитеты создают впечатление подвижности перемен, которые охватили весь мир.

Прием психологического параллелизма — основной принцип построения произведения. Б. Пастернак показывает внешний мир параллельно внутреннему,

поэтому напряженная борьба стихий происходит не только в природе, а и в душе лирического героя. Перед нами разворачивается символический пейзаж: деревья, сады, вода, лес, утро, март принимают участие в библейском сюжете про Страстную неделю. Это полная аллегория, с помощью которой автор утверждает мысль о том, что настоящая жизнь человека — всегда борьба добра и зла, жизни и смерти.

Страдания Христа, его распятие и Воскресение должны напомнить каждому про его собственный выбор.

Вообще же и в романе о докторе Живаго, и в стихотворениях, написанных от его имени, отчетливо видна одна мысль, мысль о том,

что наша судьба предрешена, ее нельзя изменить и нет смысла бороться со стихией. Эта мысль высказывается автором и в стихотворении «Гефсиманский сад»:

Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь.

Может быть именно поэтому, из-за этой предрешенности Юрий Андреевич выступает в романе таким безвольным человеком. Возможно он просто понимает, что бороться со стихией бесполезно, что нужно просто покориться судьбе, ведь изменить ничего нельзя. Герой безропотно принимает то, что преподносит ему стихия, и не пытается удержать того, что она отнимает.

В стихотворениях Юрия Живаго присутствует, как ив романе, стихия страсти:

Сними ладонь с моей груди, Мы провода под током. Друг к другу вновь, того гляди, Нас бросит ненароком.

И герой покоряется и ей тоже. Он дает закружить себя в эту круговерть, как бы желая посмотреть, куда его занесет. Он знает, что стихия страсти может погубить, но это сладкая гибель:

Ты — благо гибельного шага, Когда житье тошней недуга, А корень красоты — отвага, И это тянет нас друг к другу. И он, зная о возможной гибели, не пытается защищаться, спастись, это не его доля: Мы брать преград не обещали, Мы будем гибнуть откровенно.

Из этого стихотворения мы видим, что герой прекрасно

Понимает, что его несет стихия на погибель, но он сознательно подчиняется этому — «мы будем гибнуть откровенно».




Анализ стихотворения Пастернака «На Страстной»