Анализ стихотворения Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»

Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…», написанное Пастернаком в начале 1930-х годов, в первую очередь затрагивает тему творчества. Лирический герой предается воспоминаниям о годах, когда ему только предстояло решиться на дебютное выступление. Первые строки рождались легко, практически сами собой, интерес к поэзии был робким. В то время молодой стихотворец не мог предположить, что занятия искусством способны обернуться трагедией. Пастернак представляет перед читателями яркий образ обнаженной боли, квинтэссенция которого заключена

в следующих словах: …строчки с кровью — убивают, Нахлынут горлом и убьют!

При написании стихотворения, продиктованного подлинным чувством, поэт будто приносит человечеству в жертву самое дорогое, что у него есть. Так в тексте возникает сравнение литературного мастерства с актерским. Лирик, как и выходящий на театральные подмостки артист, открыт для всего мира. Люди внимательно слушают его речи, надеясь обрести внутреннюю силу.

Главная задача человека творческого — не разочаровать их.

Неслучайно в произведении появляется образ Рима, города, славившегося жестокими гладиаторскими боями. Он требует

от актера не читки, а «полной гибели всерьез». Сцена для артиста превращается в арену самозаклания.

Смерть свершается во имя и ради зрителей. Пафос стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…» — пафос жертвенности, важнейшее чувство — чувство нравственности. Подобные мотивы и мысли встречаются в другом произведении Пастернака — «Мне по душе строптивый норов…», где в роли старости выступает поздний опыт, в роли сцены — арена, в роли нравственного чувства — «борение с самим собой».

В некоторой степени стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» можно считать провидческим. В 1958 году началась масштабная травля Бориса Леонидовича в родном СССР. Причиной послужило получение Нобелевской премии. Ее вручили за достижения в лирической поэзии и за роман «Доктор Живаго», считавшийся на родине писателя клеветническим и антисоветским.

Против Пастернака выступили крупнейшие литераторы того времени, в том числе Сергей Михалков и Вера Инбер. В народе травля нобелевского лауреата запомнилась под названием «Не читал, но осуждаю». Фактически гонения свели Бориса Леонидовича в могилу — в 1960 году он скончался.

Причина смерти — рак легкого.




Анализ стихотворения Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»