Анализ стихотворения Пастернака «Опять весна»

Ведущее место в поэзии Пастернака отведено природе. Как правило, содержание его стихотворений — это не просто пейзажные зарисовки. Повествуя о временах года, рассветах и дождях, Борис Леонидович рассказывает читателям о природе мирового бытия. Жизнь в представлении поэта — нечто вечное, безусловное. Пастернака удивляет чудо существования.

Даже самое распространенное природное явление способно поразить его. Каждый раз он будто совершает большое открытие: Это поистине новое чудо, Это, как прежде, снова весна. Весне — поре тотального

обновления и перерождения — Борис Леонидович посвятил множество стихотворений.

Перечислим лишь некоторые из них: «Весна в лесу», «Весеннею порою льда…», «Весенний день тридцатого апреля…», «Март», «Весна, ты сырость рудника в висках…».

«Опять весна» — произведение, датированное 1941 годом. В нем проявилась характерная для лирики Пастернака особенность — рассказ о самых высоких темах по-домашнему, с использованием тона неформальной беседы. По точному замечанию литературоведа Синявского, Борис Леонидович посредством прозаизмов поэтизировал мир.

В анализируемом

тексте в одной строфе встречаются телогрейка за ивой и чародейство с дивом. У менее талантливого стихотворца подобное сочетание выглядело бы форменной нелепостью. У Пастернака оно выступает в роли черты неповторимого стиля.

Интересен синтаксис произведения «Опять весна». Первая строфа отличается обилием коротких предложений, их количество почти совпадает с числом стихов. Далее ситуация меняется. Вторая строфа включает в себя два относительно длинных предложения. Получается, что по ходу текста преодолевается хаотичная раздробленность впечатлений.

Ей на смену приходит гармония. Для ее олицетворения Борис Леонидович прибегает к анафоре. Единоначатие придает речи более напевное, плавное звучание, а строфе — синтаксическую законченность.

Пастернак любил употреблять лексику, не слишком распространенную в русской литературе. Чем меньше слово было в книжном обороте, тем свежее, сподручнее, лучше для поэта. В стихотворении «Опять весна» самый яркий пример, подтверждающий этот тезис, — использование слова «быстрина», обозначающего участок речного русла, где вода течет быстрее, нежели на соседних отрезках русла.

По мнению переводчика и поэта Озерова, точное знание лексики, встречающейся у Бориса Леонидовича, дает читателям возможность открыть образную связь, доселе недоступную.




Анализ стихотворения Пастернака «Опять весна»