Анализ стихотворения Пастернака «Слеза разлуки»

Ранняя лирика Некрасова отличается подражательным характером. В дебютном сборнике Николая Алексеевича «Мечты и звуки», вышедшем из печати в 1840 году, можно найти стихотворения, явно вдохновленные творчеством Жуковского, Бенедиктова, Баратынского, Гюго и других авторов, на чьих произведениях лежит печать романтизма. Кроме того, просматривались мотивы, свойственные поэзии Пушкина и Лермонтова. Первая книга Некрасова оказалось настоящим провалом.

У читателей успеха она не имела, в магазинах ее не торопились сметать с прилавков, не испытывали

бурных восторгов и профессиональные критики. Поэт был настолько разочарован в своем литературном дебюте, что решил скупить все экземпляры сборника и уничтожить их.

Точнее всего о лирике, вошедшей в книгу, сказал Виссарион Григорьевич Белинский: «Посредственность в стихах нестерпима». Фразу эту можно отнести не только к произведениям, которые включены в «Мечты и звуки», но и к остальной ранней поэзии Некрасова. Пример тому — стихотворение «Слеза разлуки», созданное в 1840 году.

Лирический герой — мужчина, которому предстоит, видимо, ненадолго расстаться с любимой женщиной. Перед этим

он пытается «перевести на скрижали памяти ее образ», чтобы не так сильно тосковать, пока не наступит время нового свидания. В речи персонажа порой встречаются слова из совершенно разных стилей. То делается попытка стилизации под народный фольклор — «статной лебедью пройди», то употребляется лексика из древнегреческой мифологии — «легкой нимфой протанцуй».

Иногда лирический герой изъясняется при помощи банальностей — здесь и жемчужные слезы с жаркими поцелуями, и просьбы к девушке нежно спеть про разлуку.

Рассматриваемый текст имеет мало общего с более поздней интимной поэзией Некрасова, значительную часть которой составляет так называемый «панаевский цикл». В нем Николай Алексеевич выступил в качестве новатора. Он показывал читателям любовь без прикрас.

Любовь, в которой было место ревности, страстям, угрызениям совести, взаимным упрекам, ссорам и обидам. В известной мере изображенный Некрасовым мир близок миру персонажей Достоевского. В «Слезе разлуки» ни о какой правде жизни, ни о каком реализме, ни о каких достоверных характерах еще и речи не идет.

Это во многом вторичное стихотворение стоит рассматривать как закономерный этап ученичества, который приходилось переживать большинству поэтов.




Анализ стихотворения Пастернака «Слеза разлуки»