Анализ стихотворения «Песнь о собаке» Есенина

Песнь о собаке

«Песнь о собаке» — одно из самых пронзитель­ных в русской поэзии стихотворений о животных. Рассказана, вроде бы, вполне обыденная история о том, как утопили щенков. Для Сергея Есенина, вы­росшего в деревне, картина хорошо знакомая — в обычае топить щенков деревенские люди не видели ничего плохого.

Но эта история рассказана так, что читатель не может не сочувствовать любящему и страдающему живому существу.

Начинается стихотворение радостно. В первой строфе нарисована трогательная картина материн­ского счастья

собаки. Здесь нет сентиментальных слов и фраз — все просто названо своими именами: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят».

Она вылизывала своих детенышей, и «Струился сне­жок подталый / Под теплым ее животом».

Теплое отношение к этому событию определяют сразу несколько выразительных средств. Во-первых, это метафора златятся рогожи — на рогожах золо­того цвета родились щенята. Во-вторых, это ласковый звук л, который звучит все время. С помощью лексического повтора: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят», — показана радость собаки.

Ну и, конечно же, уменьшительное — сне­жок,

а также эпитет — теплый живот.

Первая и вторая строфы проникнуты нежностью. Ничто не предвещает беду. И единственная тревож­ная нотка: «До вечера она их ласкала…».

Собаке удалось повозиться со своими детьми только один день. В следующей строфе тревога нарастает стре­мительно, появляется строчка с нагромождением согласных: «Семерых всех поклал в мешок». Эпитет хмурый усиливает тревожное впечатление.

Использование просторечного слова поклал под­черкивает ощущение, что хозяин совершает при­вычное дело.

А в следующей строфе автор использует очень сильный прием — фигуру умолчания. Самая страш­ная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Просто долго дрожит вода на месте падения мешка со щенками.

Лексический повтор «бежала» — «бежать» передает состояние матери-собаки.

Есенин так и не допустил в свое стихотворение никаких сентиментальностей — он рассказывает о случившейся трагедии обычными словами, не окра­шенными эмоционально. Именно поэтому такими убедительными, а не метафоричными выглядят дальнейшие события: собака-мать принимает «ме­сяц над хатой» за одного из своих щенков. Собака обращается со своей болью «в синюю высь». Плач собаки показан с помощью повторяющихся гласных звуков: и, ю, о, у:

В синюю высь звонко Глядела она, скуля…

Образ месяца, привычного символа ночи, усиливает трагическую тональность строфы. Действие проис­ходит сразу в двух измерениях — в бытовом и в кос­мическом, потому что нарушена гармония Мира.

Вся жестокость совершившегося сконцентрирована в последней строфе стихотворения — показано не собачье, а вселенское горе:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.

Искренность и сила поэтической выразительности Есенина так велики, что горе одного живого существа в этом стихотворении разрастается до вселенских масштабов. При этом каждый из читателей ощуща­ет не только горе собаки, но и переживания автора.

Стихотворение написано разносложной стопой с ударением на разных слогах.




Анализ стихотворения «Песнь о собаке» Есенина