Анализ стихотворения «Проводы у военкомата» — Окуджава
Стихотворение «Проводы у военкомата» было написано в 1988 году. Впервые опубликовано в журнале «Огонек». Оно посвящено другу поэта, художнику Борису Биргеру.
Стихотворение открывается мотивом разлуки, прощания: играет духовой оркестр, звуки его восхитительны и вместе с тем пронзительно-щемящи. Вот появляется лирический герой — юный мальчик, «молодой и бедовый», «с черным чубчиком», «с болью в глазах». Его губы растянуты «в улыбке». Вероятно, герой испуган, он переживает боль разлуки, страх возможных потерь. «Машут
Вероятно, речь здесь идет о лирическом герое, марширующем в строю, смешно и неловко, напоминающем нам оловянного солдатика, детскую игрушку. Эта картина вызывает у читателя добрую и грустную улыбку, но уже далее возникает мотив рока, ощущение грядущей трагедии: крики скорбные тянутся вслед, и безумцем из черного хора нарисован грядущий сюжет.
Мы понимаем, что будущее героя неопределенно, его ждут серьезные испытания, требующие от него душевной стойкости, мужества, терпения. «Музыка
Раскаляются медные трубы — превращаются в пламя и дым.
И в улыбке растянуты губы, чтоб запомнился я молодым.
Эта строки ассоциируются у нас с фразеологизмом. Вероятно, все это предстоит испытать лирическому герою. Начинается и заканчивается стихотворение мотивом музыки, юности. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции. Однако в финале эти мотивы расширяются и осложняются темой грядущих испытаний и темой памяти.
Это произведение мы можем сопоставить со стихотворением Д. Самойлова «Сороковые», со стихотворением К. Симонова «Из дневника».
Стихотворение написано катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет, анафору, метафору.
Анализ стихотворения «Проводы у военкомата» — Окуджава