Анализ стихотворения «Проводы у военкомата» — Окуджава

Стихотворение «Проводы у военкомата» было написано в 1988 году. Впервые опубликовано в журнале «Огонек». Оно посвящено другу поэта, художнику Борису Биргеру.

Стихотворение открывается мотивом разлуки, прощания: играет духовой оркестр, звуки его восхитительны и вместе с тем пронзительно-щемящи. Вот появляется лирический герой — юный мальчик, «мо­лодой и бедовый», «с черным чубчиком», «с болью в глазах». Его губы растянуты «в улыбке». Вероятно, герой испуган, он переживает боль разлуки, страх возможных потерь. «Машут

ручки нелепо и споро» — исследователи отмечали, что в этой фразе присутствует что-то игрушечное, ненастоящее.

Вероят­но, речь здесь идет о лирическом герое, марширующем в строю, смешно и неловко, напоминающем нам оловянного солдати­ка, детскую игрушку. Эта картина вызывает у читателя доб­рую и грустную улыбку, но уже далее возникает мотив рока, ощущение грядущей трагедии: крики скорбные тянутся вслед, и безумцем из черного хора нарисован грядущий сюжет.

Мы понимаем, что будущее героя неопределенно, его ждут серьезные испытания, требующие от него душевной стойкос­ти, мужества, терпения. «Музыка

бравурная» контрастирует с этими чувствами и передает ощущение безвозвратного пе­релома в судьбе. Вместе с героем мы понимаем, что не будет возврата «ни к любви и ни к прочим делам». Мотив будущих испытаний развивается в последней строфе:

Раскаляются медные трубы — превращаются в пламя и дым.

И в улыбке растянуты губы, чтоб запомнился я молодым.

Эта строки ассоциируются у нас с фразеологизмом. Вероятно, все это предстоит испытать лирическому герою. Начинается и заканчивается стихотворение мотивом музыки, юности. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции. Однако в финале эти мотивы расширяются и осложняются темой грядущих испытаний и темой памяти.

Это произведение мы можем сопоставить со стихотворе­нием Д. Самойлова «Сороковые», со стихотворением К. Си­монова «Из дневника».

Стихотворение написано катренами, рифмовка — пере­крестная. Поэт использует различные средства художествен­ной выразительности: эпитет, анафору, метафору.




Анализ стихотворения «Проводы у военкомата» — Окуджава