Анализ стихотворения Пушкина «Как счастлив я, когда могу покинуть…»

В 1826 году Пушкин начал писать стихотворение «Как счастлив я, когда могу покинуть…», так и оставшееся незавершенным. В основу положен фантастический сюжет — лирический герой влюблен в русалку, которая отвечает ему взаимностью. Историю невероятных, противоестественных отношений поэт рассказывает реалистично, с поразительной психологической достоверностью. В уста ослепленного чувствами мужчины он вкладывает удивительные ласковые слова: глаза русалки сравниваются с мерцающими в небе звездами, речь — с журчаньем вод, майским шумом

небес, звонкими Бояна Славья гуслями, первым лепетом младенца. Ласки возлюбленной описываются как нечто холодное.

Это идет вразрез с их привычными поэтическими характеристиками — страсть чаще ассоциируется с огнем, нежели с холодом. Отходя от литературной традиции, Пушкин использует неожиданную параллель. Он сопоставляет ласки, дарящие холод, с утолением жажды в жару. Тем самым поэт словно наделяет их спасительными функциями.

Русалка — одновременно живая и мертвая — влечет героя стихотворения таинственной и страшной двойственностью своей природы. По словам известного поэта двадцатого столетия

Владислава Фелициановича Ходасевича, в стихотворении «Как счастлив я, когда могу покинуть…» нашло отражение чувство истинно пушкинское, хотя и не самое светлое и безобидное. Оно грозит смертью, но при этом обещает «неизъяснимые наслаждения».

По мнению многих современных литературоведов, рассматриваемый текст представляет собой набросок к задуманной, но так и не написанной Александром Сергеевичем трагедии о русалке. Возможно, стихотворение должно было стать монологом центрального героя — Князя. Как говорилось выше, произведение создавалось в 1826-м. В тот год Пушкина, находившегося в ссылке, посетил поэт Николай Михайлович Языков. После визита он создал стихотворение «Тригорское», произведшее на Александра Сергеевича сильное впечатление.

В нем упоминается «нимфа Сороти». Есть версия, что образ этот в творческом сознании Пушкина был связан с его возлюбленной — крепостной девушкой Ольгой Калашниковой, матерью первого ребенка поэта, умершего в младенчестве. Получается, набросок «Как счастлив я, когда могу покинуть…» — это своеобразное переосмысление Александром Сергеевичем запретной, незаконной любви, романа, практически не имевшего шансов на счастливое завершение.




Анализ стихотворения Пушкина «Как счастлив я, когда могу покинуть…»