Анализ стихотворения Пушкина «Наполеон»
Портретно-исторический тип элегии представляет собой стихотворение «Наполеон» . Ее содержание — раздумье над историческим значением и исторической судьбой великой и трагической личности. Наполеоновская тема решается здесь в высоком, романтическом ключе. При этом высокий пафос и стиль стихотворения внутренне мотивированы тем, что героя его уже нет в живых, что он только что умер:
Чудесный жребий совершился: Угас великий человек. В мерник; мрачной накатился Наполеона грозный век. Исчез властитель осужденный, Могучий баловень побед,
Характеристика Наполеона дается ретроспективно, из романтического, «возвышающего далека». Автора привлекает в герое больше всего его трагическая судьба, его необыкновенность, тяготение над ним рокового начала. В другом стихотворении па ту же тему — «Недвижный страж дремал на царственном пороге» , построенном на неоднозначной и резко контрастной характеристике героя,- до конца проясняется эта точка зрения поэта-романтика на Наполеона:
То был сей чудный муж, посланник провиденья, Свершитель роковой безвестного веленья…
Это уже имеет отношение
К ним он еще не раз вернется — например, в седьмой главе «Евгения Онегина».
В стихотворениях «Наполеон» и «Недвижный страж дремал на царственном пороге» Пушкин не только дает романтический образ Наполеона, но и разворачивает перед читателем свою концепцию ближней истории: французской революции, подавленной свободы, наполеоновской диктатуры и наполеоновской экспансии, Отечественной войны, которую пела Россия с Наполеоном, и по веленью судьбы, «безвестному веленью», исторического возвышения России и русского парода. И в этих, и в некоторых других своих произведениях на историческую тему Пушкин уже в молодые годы начинает осознавать себя не только поэтом, но и историком, толкователем истории.
Анализ стихотворения Пушкина «Наполеон»