Анализ стихотворения Пушкина «Три ключа»

Первые годы Николая I ознаменовались либеральными шагами. Один из важнейших — возвращение из длительной ссылки Пушкина. Посланник от императора прибыл к опальному поэту в Михайловское в начале осени 1826 года. Спустя некоторое время Александр Сергеевич получил разрешение вернуться к обычной жизни, которая вскоре ему наскучила.

Пушкин испытал глубокое разочарование от настроений и мыслей, царящих в светском обществе Москвы и Санкт-Петербурга. Согласно мнению ряда литературоведов, негатив, испытываемый по отношению к представителям

аристократии, и натолкнул поэта на написание стихотворения «Три ключа». Датируется оно июнем 1827 года.

Главный образ произведения — образ мирской степи, соединяющий в себе черты двух аллегорических пространств — моря жизненного и пустыни. Мирская степь выступает в роли воплощения бессмысленности бытия. В этом контексте ключи представляются чем-то спасительным, отрадным, дающим смысл.

Интересно, что между собой они не похожи. Более того — Пушкину важна их разная природа. Ключ юности — бесценный дар от самой жизни. Он быстр, мятежен, характеризуется кипучей энергией.

Кастальский ключ заимствован

Александром Сергеевичем из античной мифологии. В Древней Греции его почитали как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение музыкантам и стихотворцам. Последним в рассматриваемом тексте появляется ключ забвения.

Со времен античности представления об утрате памяти, забвении находились в тесной связи с водным потоком. Достаточно лишь упомянуть Лету — реку забвения, протекающую в царстве Аида. У Александр Сергеевича ключ забвения — это успокоительный источник, способный врачевать душевные раны человека. Вот только чудесное исцеление поэт связывает со смертью.

В финале стихотворения дается серьезный смысловой поворот. Изначально центральная антитеза произведения — противопоставление мирской степи, печальной и безбрежной, трем ключам. В последней строке акцент меняется.

Мирскую степь поэт противопоставляет жару сердца.

В современном литературоведении некоторые произведения Пушкина принято связывать с озерной школой английских романтиков. Действительно, вода в творчестве Александра Сергеевича играет далеко не последнюю роль. Стихотворение «Три ключа» — очередное тому подтверждение.

В нем на «языке влаги» описываются важнейшие в жизни человека явления — смерть, юность и вдохновение.




Анализ стихотворения Пушкина «Три ключа»