Анализ стихотворения Пушкина «Три ключа»
Первые годы Николая I ознаменовались либеральными шагами. Один из важнейших — возвращение из длительной ссылки Пушкина. Посланник от императора прибыл к опальному поэту в Михайловское в начале осени 1826 года. Спустя некоторое время Александр Сергеевич получил разрешение вернуться к обычной жизни, которая вскоре ему наскучила.
Пушкин испытал глубокое разочарование от настроений и мыслей, царящих в светском обществе Москвы и Санкт-Петербурга. Согласно мнению ряда литературоведов, негатив, испытываемый по отношению к представителям
Главный образ произведения — образ мирской степи, соединяющий в себе черты двух аллегорических пространств — моря жизненного и пустыни. Мирская степь выступает в роли воплощения бессмысленности бытия. В этом контексте ключи представляются чем-то спасительным, отрадным, дающим смысл.
Интересно, что между собой они не похожи. Более того — Пушкину важна их разная природа. Ключ юности — бесценный дар от самой жизни. Он быстр, мятежен, характеризуется кипучей энергией.
Кастальский ключ заимствован
Со времен античности представления об утрате памяти, забвении находились в тесной связи с водным потоком. Достаточно лишь упомянуть Лету — реку забвения, протекающую в царстве Аида. У Александр Сергеевича ключ забвения — это успокоительный источник, способный врачевать душевные раны человека. Вот только чудесное исцеление поэт связывает со смертью.
В финале стихотворения дается серьезный смысловой поворот. Изначально центральная антитеза произведения — противопоставление мирской степи, печальной и безбрежной, трем ключам. В последней строке акцент меняется.
Мирскую степь поэт противопоставляет жару сердца.
В современном литературоведении некоторые произведения Пушкина принято связывать с озерной школой английских романтиков. Действительно, вода в творчестве Александра Сергеевича играет далеко не последнюю роль. Стихотворение «Три ключа» — очередное тому подтверждение.
В нем на «языке влаги» описываются важнейшие в жизни человека явления — смерть, юность и вдохновение.
Анализ стихотворения Пушкина «Три ключа»