Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А. А. Фета
Стихотворение создано под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей, пения Т. А. Кузминской-Берс. Стихотворение написано шестистопным ямбом, четверостишиями, с чередованием женских и мужских рифм. Длинные строки, с обилием вокализмов, звучат протяжно, как бы поются. Очень выразительно начало: «Сияла ночь» — это оксюморон, и он подчеркнут инверсией. Это необычайная ночь, праздничная, светлая — не от искусственных огней, но от луны. Гостиная — продолжение сада: Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног
А мотив страдания, слез, плача, рыдания обостряет чувство жизни и красоты: Ты пела до зари, от слез изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
В стихотворении есть еще одна, очень дорогая для позднего Фета тема — времени и его преодоления : И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. Время психологизируется: выделены моменты истинного бытия, их немного, в отличие от «томительных и скучных» лет. Связь этих моментов оттеняют анафоры, эпифоры и другие виды повторов. Литература, и даже ее лирический род, не может непосредственно передать пение, музыку, у нее другой «язык».
Но то, как воздействуют музыка и пение на слушателя, именно литература и может передать.
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А. А. Фета