Анализ стихотворения Смерть поэта
В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением «Смерть поэта». Это яркий образец гражданской лирики поэта. В стихотворении дан отклик русского народного поэта на великую утрату, понесенную его родиной.
От лица всего передового, что было в русском обществе того времени, от лица широких народных масс Лермонтов выражает глубокую скорбь по поводу смерти Пушкина, гнев и презрение к убийцам великого поэта.
Разнообразные чувства волнуют душу Лермонтова:
Эти чувства находят яркое, художественное выражение в стихотворении — и в подборе слов, и в интонациях речи.
Пушкин — это гений, свободолюбивый, смелый и независимый поэт с «гордой головой», с «сердцем вольным и пламенными страстями».
Говоря о причинах гибели Пушкина, Лермонтов рисует яркую картину непрерывных преследований поэта, организованной травли его, подлой клеветы, к которой прибегали враги: «поэт пал», оклеветанный молвой. Враги своего
Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде… и убит!
Это многоточие, поставленное перед словом убит, прерывая речь поэта, выразительно говорит о душевном волнении Лермонтова, потрясенного убийством своего любимого поэта и учителя.
Беспощадно клеймит Лермонтов непосредственного убийцу Пушкина — Дантеса. Он называет его убийцей человеком бессердечным, карьеристом, приехавшим в Россию «на ловлю счастья и чинов», презирающим все, что дорого русскому народу:
Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы, Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал.
Но уже в первой части стихотворения Лермонтов обличает настоящих виновников гибели Пушкина, тех «клеветников ничтожных», которые «так долго гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар». Уже здесь Лермонтов точно указывает, кто эти клеветники: это «свет», светское общество, против «мнений» которого «восстал» Пушкин.
Во второй же части стихотворения, в последних 16 строках, Лермонтов от элегии переходит к политической сатире, давая полный простор своему гражданскому негодованию. Поэт-трибун обращается к настоящим убийцам Пушкина с обличительной речью, клеймя «надменных потомков известной подлостью прославленных отцов», тех, кто «жадною толпой» стоят у трона. Придворное общество Лермонтов называет «палачами свободы, гения и славы» и грозит им «божьим судом».
Но этот «суд» произойдет не в загробном мире, а здесь, на земле, где прольется «черная кровь» убийц Пушкина. Поэтому-то как «воззвание к революции» и поняли эти строки те, к кому они были обращены.
По своему жанру стихотворение «Смерть поэта» представляет собой смелое сочетание элегии с сатирой, впервые встречающееся в русской поэзии. Продолжая линию Пушкина, Лермонтов ломает рамки общепринятых жанров, создает новый жанр, наиболее подходящий для выражения его мыслей и чувств. «Смерть поэта» — это речь общественного обвинителя, новый образец политической лирики, отличающийся точностью и ясностью языка. Стихи поражают богатством интонации и с предельной убедительностью передают волнующие поэта мысли и чувства.
Голос Лермонтова то дрожит от сдерживаемого негодования, то полон презрения, его речь то звучит грустно — лирически, то наполнена негодованием. Поэт подбирает слова, наиболее сильно выражающие его чувства.
Стихотворение «Смерть поэта», разошедшееся в тысячах рукописных экземпляров, произвело огромное впечатление на читателей. Если придворное общество во главе с царем, расценивая его как «воззвание к революции», поспешило расправиться с дерзким поэтом, то вся передовая часть дворянства и разночинной интеллигенции целиком разделяла чувства Лермонтова. Один из современников так передает впечатление, произведенное на него и его товарищей стихотворением «Смерть поэта»: «Мы читали и декламировали его с беспредельным жаром…
Мы волновались приходили… в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно,- так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах».
Анализ стихотворения Смерть поэта