Анализ стихотворения «Смешанные столбцы» Заболоцкого Н. А

Цикл «Смешанные столбцы» логически связан с предыдущим:

В жилищах наших

Мы тут живем умно и некрасиво.

Справляя жизнь, рождаясь от людей,

Мы забываем о деревьях.

В жилищах наших, 1926

Однако главная тема «Смешанных столбцов» — уже не город в его безобразии, а природа. Ее законы справедливы и мудры, в отличие от законов жизни, установленных людьми. Для поэта природа не безгласна, и в том, что человек не понимает ее язык, вина только человека. Поэтому в лирике Заболоцкого этого периода так много вопросов: «Хочу у

моря я спросить, для чего оно кигшт?», «Что же плачет?

Что тоскует? Отчего она больна?». В поисках своего места на земле он приходит к мысли о единстве всего живого, но одновременно — о разобщенности частей единого целого, составляющего земной мир.

И в этом — трагедия человеческого существования.

Заболоцкий наследует традиции русской натурфилософской лирики с ее убежденностью в единстве человека и природы. С точки зрения поэта, весь мир наделен способностью мыслить, и задача поэзии — уловить, воспроизвести мысль, управляющую течением жизни: «Она течет, незримая, в воде — / Мы воду воспеваем

усердными трудами». В стихотворениях цикла «Городские столбцы» поэт одушевлял предметы материального мира. Во втором цикле он тоже наделяет окружающее способностью мыслить и чувствовать, но если в городе царил «злой» дух, то явления природы, деревья, животные представляют собой «всеобъемлющую душу».

Она может страдать, сомневаться, но при этом остается величавой и гордой. Человек же унижает и разоряет ее:

…Когда б видали мы

Не эти площади, не эти стены,

А недра тепловатые земель,

Согретые весеннею истомой;

Когда б мы видели в сиянии лучей

Блаженное младенчество растений, —

Мы, верно б, опустились на колени

Перед кипящею кастрюлькой овощей.

Обед, 1929

Н. Заболоцкий всегда был поэтом-философом, не скрывал влияния на него философских учений. После знакомства с работами Ф. Энгельса он писал: «Приближается время, когда, по слову Энгельса, люди будут не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой, когда сделается невозможным бессмысленное и противоестественное представление о какой-то противоположности между духом и телом».




Анализ стихотворения «Смешанные столбцы» Заболоцкого Н. А