Анализ стихотворения Толстого «Бор сосновый в стране одинокий стоит…»

В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. «Листок для светских людей» без подписи опубликовал стихотворение «Бор сосновый в стране одинокой стоит…». В тексте видно явное влияние творчества Лермонтова. Конкретнее — его известного стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…».

В обоих случаях прекрасный пейзаж становится поводом для размышлений лирического героя, проникнутых элегическими настроениями. У Толстого дана прямая речь ручейка. Он просит героя прийти в бор дремучий

тайком, чтобы послушать рассказ о былых временах, о тех таинственных событиях, что разворачиваются порой на берегу в тумане ночном. Завершается произведение на грустной ноте.

Герой одиноко стоит, опершись на ружье, и предается воспоминаниям о старине.

Тема прошлого возникает в тексте неслучайно. Дело в том, что Толстой придерживался западнических взглядов. По его мнению, Киевская Русь и Великий Новгород отличались идеальным государственным устройством, полностью соответствовавшим национальному характеру населявшего их народа. Он считал, что там было хорошо развито искусство, царила простота нравов,

активно развивались связи с европейскими странами, в том числе, и при помощи династических браков, князья уважали свободу и личное достоинство граждан.

Кроме того, человек находился в гармонии с окружающей его природой. Древней Руси Алексей Константинович противопоставлял государство, построенное преимущественно в период правления Ивана IV, — централизованное, с деспотичным жестоким правителем во главе. Лирический герой стихотворения «Бор сосновый в стране одинокой стоит…» грустит по той идеальной стране, которую воспевал сам Толстой.

Стране, где не было крепостного права, то есть рабов, и тирании.

В лермонтовском стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» герой также прислушивается к речи воды — только вместо лесного ручья фигурирует студеный ключ, играющий по оврагу. Он «лепечет таинственную сагу про мирный край», откуда примчался. Этот мирный край для героя Лермонтова — то же самое, что старые времена для героя Толстого. И в том, и в другом случае перед читателями предстает романтическая мечта — несбыточная, но манящая.

Принципиальная разница заключается в том, что в стихотворении Алексея Константиновича ее несбыточность вызывает грусть у героя, а у Михаила Юрьевича в душе героя смиряется тревога, «расходятся морщины на челе», ему дается возможность постигнуть счастье на земле и в небесах увидеть бога.




Анализ стихотворения Толстого «Бор сосновый в стране одинокий стоит…»