Анализ стихотворения Толстого «Коль любить, так без рассудку…»

1850-е годы — расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е. В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра «Коль любить, так без рассудку…» , впервые опубликованная в журнале «Современник».

Лирический герой текста — сильная личность. Перед читателями предстает человек эмоциональный, легко возбуждающийся,

но отходчивый, справедливый, умеющий веселиться. Он не готов идти на компромиссы со своей совестью и другими людьми, не признает половинных мер.

Его энергия переливается через край. Именно такие мужчины нередко становятся лидерами, способными вести за собой целые народы. Подобные персонажи привлекали Толстого. Натуры волевые, обладающие цельным характером, яркие личности появляются сразу в нескольких его произведениях, преимущественно в посвященных историческим событиям поэмах.

Среди них — Роман Галицкий, Илья Муромец, Гакон Слепой.

Идеальный лирический герой Толстого похож на него самого. До

1850-х годов Алексей Константинович был человеком чрезвычайно жизнерадостным и позитивно смотрящим на окружающий мир. В его ранних произведениях преобладают мажорные настроения.

Изменился поэт после того, как влюбился в Софью Андреевну Миллер. Чувство Толстого было взаимно. Впрочем, браку препятствовало важное обстоятельство — замужество Миллер. Осуждение света, отказ супруга Софьи Андреевны оформить развод, возможность только тайных встреч с возлюбленной — все это сильно повлияло и на самого Алексея Константиновича, и на его творчество.

Несмотря на невзгоды, до конца жизни поэт оставался человеком прямодушным и не любящим идти на компромиссы.

В стихотворении «Коль любить, так без рассудку…» явно видны мажорные настроения толстовской лирики 1840-х годов. В нем есть молодецкая удаль и широта истинно русской души. Бодрый и жизнерадостный ритм создается посредством четырехстопного ямба, перекрестной рифмовки. Работает на него и основное средство художественной выразительности текста — анафора. Музыкальность произведения привлекла к нему внимание многих русских композиторов.

В числе тех, кто положил текст Толстого на музыку, — Антон Григорьевич Рубинштейн, Цезарь Антонович Кюи, Рейнгольд Морицевич Глиэр.




Анализ стихотворения Толстого «Коль любить, так без рассудку…»