Анализ стихотворения Толстого «Мадонна Рафаэля»
«Сикстинская Мадонна» — картина итальянского художника Рафаэля Санти, общепризнанный шедевр искусства эпохи Возрождения. Значительная часть ученых склоняется к тому, что полотно создавалось для алтаря церкви, находившейся при монастыре Святого Сикста в Пьяченце. Заказал его папа Юлий II.
В 1754 году «Сикстинская Мадонна» оказалась в дрезденской Галерее старых мастеров. Спустя несколько десятилетий картина получила восторженные отзывы от искусствоведа Винкельмана и писателя Гете. Их мнение о полотне сыграло важнейшую роль
Это обеспечило картине известность в Российской империи XIX столетия. О ней упоминали практически все русские люди, ездившие по Старому свету и имевшие отношение к искусству, — Жуковский, Белинский, Фет, Брюллов, Репин, Гончаров.
Знаменитой картине Рафаэля посвятил стихотворение «Мадонна Рафаэля» Алексей Константинович Толстой. Текст датируется 1858 годом. То, что поэт видел творение гениального итальянского художника,
В стихотворении напрямую не выражено восхищение «Сикстинской Мадонной», но оно легко считывается между строк. Достаточно хотя бы обратить внимание на то, как поэт говорит о Деве Марии: …Любовь небесная затмила Ее земную красоту. Христос в произведении предстает провидцем.
Он еще младенец на руках у матери, но уже «вступает с миром в бой» и «Голгофу видит пред собой».
По мнению литературоведа и доктора философских наук Владимира Карловича Кантора, в толстовской «Мадонне Рафаэля» об Иисусе говорится так, как Его понимал Федор Михайлович Достоевский. Кстати, великий русский писатель произведения Рафаэля выше всего ставил в живописи, а «Сикстинскую Мадонну» считал лучшим полотном итальянского мастера. В кабинете у Достоевского висела большая фотография картины, полученная в подарок от вдовы Алексея Константиновича — графини Софьи Андреевны Толстой.
Интересно, что именно под этой фотографией Федор Михайлович и скончался.
Анализ стихотворения Толстого «Мадонна Рафаэля»