Анализ стихотворения Толстого «Прозрачных облаков спокойное движенье…»

Завораживающая картина «осени мирной» начинает стихотворный текст, написанный незадолго до смерти автора, в 1874 г. Спокойствие и умиротворение — чувства, которые вызывает тихий пейзаж. В нем нет кричащих оттенков, лишь легкие полутона: «бледное золото», «синяя тень», слабая дымка. Неприметная красота увядания противопоставляется выразительным краскам и зною «ликующего лета».

Если атрибутом жаркой поры было буйство мощных «роскошных сил», то для наступившего времени характерны успокоение и «иная», неброская

прелесть последних теплых дней.

Лирический герой, наблюдавший неяркую панораму, переходит от общего плана к деталям. От внимания созерцателя не ускользают цветы, опадающие листья и засохшая трава, опутанная паутиной.

Природа готовится к зиме, но пока не охвачена оцепенением: неторопливо плывут облака, меняются цветовые доминанты, дрожит паутина, падает листва. Наблюдение за последним из образов, медленно кружащимися желтыми листьями, служит основанием для тематического перехода от пейзажной лирики к философским размышлениям о предназначении творчества. Герой-поэт, задумчиво созерцающий листопад, будто

слышит обращенную к нему речь.

Осень жизни лирического «я», воспевавшего красоту, — время покоя и подведения результатов. Чтобы осмыслить итоги творчества, автор обращается к пушкинскому образу сеятеля, по-своему трактуя понятие «живительного семени» свободы. Верное служение прекрасному — такова заветная цель поэзии, и наделенному даром художественного слова надлежит «усердно» исполнять высокую миссию.

Неведомый, но честный и строгий судья завершает свое обращение вопросом, касающимся «жатвы дней»: ее обильность или скудость укажут, насколько эффективно выполнена задача.

Интересно, что спустя два года фигура сеятеля возникает в художественном мире Некрасова. Ее толкование связано не с поэтическим кредо, а с общественной деятельностью народных просветителей. Хотя идейное содержание некрасовской версии расходится с текстом Толстого, логика развития символического образа обнаруживает идентичность.

Оба автора упоминают о семенах, урожае, эффективности труда.

Серьезности размышлений о вечной теме, затронутой Толстым, соответствуют стилевые особенности стихотворения: размеренный, неторопливый ритм, необычное чередование рифм, длинная шестистопная ямбическая строка.




Анализ стихотворения Толстого «Прозрачных облаков спокойное движенье…»