Анализ стихотворения Толстого «Ты клонишь лик, о нем упоминая…»

Расцвет лирической темы в творчестве Толстого приходится на 1850-е гг. Искренность интонаций, мудрость позиции лирического «я», психологическая точность и простота стиля — качества, объясняющие неувядающую свежесть толстовских творений.

Стихотворение, датированное 1858 г., обращено к юной героине, переживающей пору первой любви. Печальное настроение девушки, которое выражают наклон головы и прилившая к лицу кровь, порождает сочувственную реакцию лирического субъекта. Последний, доброжелательный и умудренный житейским опытом, обращается

к своему адресату с парадоксальным призывом не верить себе: первая робкая привязанность иллюзорна, она является плодом «тайных» мучительных и радостных раздумий, а не счастливым выбором любящего сердца.

Анализируя ошибки молодости, лирическое «я» действует мягко и деликатно, облекая свои мысли в простую, но точную и лаконичную афористичную форму. Представления о достоинствах избранника не верны, они надуманы, позаимствованы из романтических книг. Невольный самообман связан с неопытностью героини. Мотив заблуждения, вызванного первым сердечным увлечением, связывает анализируемый текст с эпизодом

из «Евгения Онегина».

Для того чтобы безоглядно влюбиться в нового соседа, юной Татьяне, любительнице сентиментальной литературы, понадобился один-единственный визит столичного гостя. Пушкин сравнивает внезапное чувство девушки с «в землю падшим зерном», пробужденным весенним теплом.

Произведение Толстого завершает оригинальная метафора, которая уподобляет чистосердечие героини «жизни лучу», исходящему из доброго сердца. Щедрый теплый свет «золотит» и ласкает даже случайных спутников лирического адресата. Значение иносказательной конструкции допускает разные трактовки: ее можно посчитать и комплиментом, и объяснением, призванным развеять грустное настроение лирического «ты».

Женский образ, который возникает в стихотворном тексте «Тебя так любят все! Один твой тихий вид…», напоминает психологический портрет юной влюбленной из анализируемого произведения. И здесь лирический субъект не может смириться с унынием кроткой, доброй и приятной обществу женщины.

Композиция обоих произведений обнаруживает общие черты: за изображением чувств адресата следует развернутое иносказание, связывающее состояние женской души с деталями природного мира.




Анализ стихотворения Толстого «Ты клонишь лик, о нем упоминая…»