Анализ стихотворения Толстого «Земля цвела. В лугу, весной одетом…»

Тема вдохновляющего душу пробуждения природы, знаковая для толстовской поэтики, развивается в произведении 1875 г. Написанное в последние месяцы жизни, стихотворение отражает итоговые размышления автора о психологических изменениях, навеянных весенними радостными днями, и тайне творчества, связанной с божественным началом.

Философским выводам предшествует пейзажная зарисовка. Поэт изображает весну, уверенно вступившую в свои права: в эпизоде отсутствуют упоминания о резких звуках и суетливых движениях, сопровождающих первые дни робкого

тепла. Покой и тишина — главные приметы гармоничной картины.

Ее обобщенные детали, представленные в зачине, привлекают зрелой роскошью: облик цветущей земли дополняется образом луга, охарактеризованного броской метафорической формулой «весной одетый». Показателен и временной ориентир лирической ситуации — раннее утро, «легкий сон», промежуток между сумерками и рассветом. Пейзаж завершается тонким замечанием лирического «я», сумевшего ощутить присутствие тайных «могучих сил» среди общей неподвижности.

Вторая строфа конкретизирует положение героя-созерцателя: он находится под

сводом деревьев, наблюдая окружающее пространство «сквозь узор ветвей». За визуальными образами следуют обонятельные, передающие благоухание цветущих трав. В эпизоде продолжает развиваться «сумеречная» тема. Она находит выражение в сравнении с дымом и определении, основанном на оксюмороне, — «прозрачный мрак».

Сомнения, порожденные растущим душевным беспокойством, отражаются при помощи риторического вопроса.

Содержание центрального восьмистишия не связано с реалистическими картинами пейзажа. Кульминационная сцена посвящена восторженным ощущениям души, которая полностью погружена в природную гармонию, слита с ней в «порыве неудержимом». Непривычный, принципиально иной статус исключает влияние житейского тлена и приносит неизведанные чувства, сравнимые с полетом «без крыл».

Последние октавы продолжают авторские размышления о сущности внутренней трансформации, связывая ее с темой поэтического дара. Душа, освобожденная от земных сетей, воскресает для новой жизни. Формулировка, определяющая суть творческого процесса, соотносится с идеями художников-импрессионистов: герой усматривает источник вдохновения в загадочных переменах «полусна», мимолетного промежутка между «сном и бденьем».




Анализ стихотворения Толстого «Земля цвела. В лугу, весной одетом…»