Анализ Стихотворения «Три пальмы»
Стихотворение «Три пальмы».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Три пальмы» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки». Тематически произведение связано с такими стихотворениями, как «Песнь араба над могилою коня» В. А.
Жуковского, «Подражания Корану» А. С. Пушкина. Однако произведение Лермонтова в определенной степени полемично по отношению к творениям его предшественников.
Мы можем отнести стихотворение к философской
Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть — это зачин, описание чудного оазиса в пустыне: «три гордые пальмы» с роскошными, сочными листьями, студеный ручей. Вторая часть включает
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Однако роптать на судьбу, по мысли поэта, нельзя. Пальмы получили то, чего так жаждала их душа: к ним пришел «веселый» караван. Природа предстает здесь доброй и гостеприимной по отношению к людям:
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Люди же оказываются жестоки и бессердечны по отношению к «питомцам столетий». Не замечая красоты мощных, сильных деревьев, они демонстрируют свое утилитарное, прагматичное отношение к природе:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Поэт здесь воспринимает природу как живое существо. Картина гибели пальм страшна, ужасна. Мир природы и мир цивилизации трагически противопоставлены у Лермонтова. Третья часть стихотворения резко контрастирует с первой:
И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит — Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
В финале стихотворения мы вновь возвращаемся в то место, где росли «три гордые пальмы», где бьет тот же студеный родник. Таким образом, мы имеем кольцевую композицию, первая и третья части в которой антитетичны.
Стихотворение имеет разнообразные трактовки в литературоведении. Общепринятым является анализ произведения как аллегорической философской притчи, смыслом которой является расплата человека за ропот на Бога, на собственную судьбу. Цена этой гордыни, по мысли Лермонтова, — собственная душа.
Другая трактовка связывает образ трех прекрасных пальм с мотивом загубленной красоты. Та же тематика присутствует у М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Спор», в балладе «Морская царевна».
По мысли поэта, красота в «Трех пальмах» погублена именно потому, что стремилась соединиться с пользой. Однако это в принципе невозможно, недостижимо.
Также исследователи отмечали религиозно-христианскую символику данного стихотворения. Так, безмятежный, идиллический пейзаж в начале стихотворения напоминает нам о райском саде Эдеме. Ропот пальм на собственную участь — не что иное, как грех. Расплата за грех — хаос, внесенный в мир покоя и гармонии.
Соприкосновение трех прекрасных пальм с людьми — это проникновение нечистой силы, бесов во внутренний мир человека, который заканчивается гибелью его души.
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворение, анафору и сравнение («И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой,
И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке»).
Стихотворение «Три пальмы» вызвало восхищенную оценку В. Г. Белинского. Эти стихи, по замечанию критика, «дышат знойною природою Востока, переносят нас на песчаные пустыни Аравии, на ее цветущие оазисы…
Пластицизм и реальность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок — сливают в этой пьесе поэзию с живописью: это картина Брюллова, смотря на которую хочешь еще и осязать ее».
Анализ Стихотворения «Три пальмы»