Анализ стихотворения Тройка Некрасова

Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнес в поэзию то, что раньше не было для нее характер­ным. Впервые в русской литературе быт и тяжелый крестьянский труд стали предметом высокой поэзии. Среди многих стихотворений Некрасова о народе са­мыми вдохновенными являются его произведения о русских женщинах.

В разные годы поэт размышлял о женской доле в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» , в стихотворениях «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская»,

«Еду ли ночью по улице темной…» и многих других.

Сюжетную основу стихотворения «Тройка» со­ставляет рассказ о судьбе молодой крепостной кре­стьянки. Выйдя на дорогу, она провожает взглядом быстро мчащуюся тройку. Поэт размышляет о судьбе этой девушки.

Его размышления полны сочувствия к женской доле. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной форме повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине.

Поэт обращается к ней на «ты» и ведет разговор именно с ней, но она не слышит его, конечно, и пока не знает о своей горькой доле.

Произведение имеет кольцевую композицию:

его обрамляет поэтический образ промчавшейся тройки. Композиционно стихотворение делится на две части.

Первая часть — первые пять строф — рассказывает о настоящем героини. Вторая часть — размышления поэта о будущем этой молодой девуш­ки, о ее судьбе. И по настроению, и по содержанию части контрастны.

Образ крестьянской девушки представлен авто­ром в традициях устной народной поэзии. В первой части девушка полна жизни и ожидания любви. Подбор удивительно красочных эпитетов создает яркий и запоминающийся образ: алая лента в воло­сах, черных как ночь, «румянец щеки», «лукавый глазок». Но главное в том, что этот женский образ необыкновенно динамичен.

Автор добивается такого эффекта, насыщая текст различными глагольными формами. Подчеркнута не только красота девушки, но и ее го­рячность, живость, которые так свойственны юности.

Кажется, что жизнь тоже должна улыбаться ей в ответ. Все в построении стиха указывает на то, что даже подходящая пара для девушки есть. Если сравнить вторую и третью строфы, то окажется, что рифмы нечетных строк третьей строфы пере­кликаются с рифмами четных строк второй строфы — красота девушки словно бы созвучна красоте юноши.

Славная бы вышла пара! Но шестая строфа становится пере­ломной в рассказе о будущем лирической героини. Многоточие после первых двух строк словно отделя­ет мечту от реальности. Поэт описывает типичную жизнь крестьянки:

Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.

Красавицу ждет беспросветная жизнь в повсед­невных трудах и заботах. Примитивное существо­вание, тяжелый труд, побои неизбежно скажутся на ее внешности, жизнь потеряет смысл и радость. Беспощадно, точно и ярко изображает автор картину жизни замужней крестьянки. Будущее безотрадно.

После замужества девушку ждут одни только тя­готы и заботы, а затем преждевременная старость и смерть. В нарисованной картине присутствуют и традиционные образы семейно-обрядовой поэзии: муж-привередник и злая свекровь.

Вместе с рассказом о будущей жизни меняется и сам женский образ. Разве можно назвать красави­цей жену неряхи мужика? Вот почему в описании внешности героини на смену поэтичным эпитетам приходят совершенно прозаические детали:

Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь…

На смену красавице, «чернобровой дикарке», при­ходит уродливая, замученная черной работой и за­битая мужем-привередником и злой свекровью жен­щина. Ее горькое существование похоже на тяжкий беспробудный сон. Не скрашивают жизнь даже дети.

Динамичный образ стремительной и радостной девушки, весь устремленный вперед, в будущее, сме­няется статичным женским портретом с выражением «тупого терпенья» и «вечного испуга». И перемена эта не удивительна, потому что это путь от жизни к смерти — к вечному покою. Совсем как похоронный плач звучит 10-я строфа стихотворения:

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдешь ты тяжелый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.

Главное средство выразительности, которое ис­пользует Некрасов в данном произведении, — это прием контраста. На нем построена и основа сюжета, и композиция стихотворения.

Прием контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов на прозаизмы.

Трехстопный анапест — размер, которым напи­сано стихотворение, — позволяет воспринимать его как песню. Оно было положено на музыку — это известный романс.

Стихотворение заканчивается многоточием. Но последняя строфа проникнута таким чувством горе­чи, что читателю и не нужно ничего объяснять. Геро­иня бессильна — ей не нагнать «бешеной тройки». Тройка — красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает даже осознать смысла своего существования, а уж тем более что-либо изменить в своей судьбе.

Тройка — это и симво­лический образ мечты каждой девушки о счастье.

Мотив несбывшихся надежд и мечтаний звучит в последних двух строфах, которые содержат ответ на поставленные в начале стихотворения вопросы: «Что ты жадно глядишь на дорогу?..», «И зачем ты бежишь торопливо?..»:

Не гляди же с тоской на дорогу,

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки, —

И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой…

Развернутый ответ на вопрос о женском сча­стье Некрасов даст в своем творчестве много поз­же — в поэме «Кому на Руси жить хорошо» . Трагическая участь русской жен­щины-крестьянки и нереализованные возможности народа в дальнейшем станут для Некрасова главны­ми темами творчества.




Анализ стихотворения Тройка Некрасова