Анализ стихотворения Тройка Некрасова
Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнес в поэзию то, что раньше не было для нее характерным. Впервые в русской литературе быт и тяжелый крестьянский труд стали предметом высокой поэзии. Среди многих стихотворений Некрасова о народе самыми вдохновенными являются его произведения о русских женщинах.
В разные годы поэт размышлял о женской доле в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» , в стихотворениях «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская»,
Сюжетную основу стихотворения «Тройка» составляет рассказ о судьбе молодой крепостной крестьянки. Выйдя на дорогу, она провожает взглядом быстро мчащуюся тройку. Поэт размышляет о судьбе этой девушки.
Его размышления полны сочувствия к женской доле. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной форме повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине.
Поэт обращается к ней на «ты» и ведет разговор именно с ней, но она не слышит его, конечно, и пока не знает о своей горькой доле.
Произведение имеет кольцевую композицию:
Первая часть — первые пять строф — рассказывает о настоящем героини. Вторая часть — размышления поэта о будущем этой молодой девушки, о ее судьбе. И по настроению, и по содержанию части контрастны.
Образ крестьянской девушки представлен автором в традициях устной народной поэзии. В первой части девушка полна жизни и ожидания любви. Подбор удивительно красочных эпитетов создает яркий и запоминающийся образ: алая лента в волосах, черных как ночь, «румянец щеки», «лукавый глазок». Но главное в том, что этот женский образ необыкновенно динамичен.
Автор добивается такого эффекта, насыщая текст различными глагольными формами. Подчеркнута не только красота девушки, но и ее горячность, живость, которые так свойственны юности.
Кажется, что жизнь тоже должна улыбаться ей в ответ. Все в построении стиха указывает на то, что даже подходящая пара для девушки есть. Если сравнить вторую и третью строфы, то окажется, что рифмы нечетных строк третьей строфы перекликаются с рифмами четных строк второй строфы — красота девушки словно бы созвучна красоте юноши.
Славная бы вышла пара! Но шестая строфа становится переломной в рассказе о будущем лирической героини. Многоточие после первых двух строк словно отделяет мечту от реальности. Поэт описывает типичную жизнь крестьянки:
Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.
Красавицу ждет беспросветная жизнь в повседневных трудах и заботах. Примитивное существование, тяжелый труд, побои неизбежно скажутся на ее внешности, жизнь потеряет смысл и радость. Беспощадно, точно и ярко изображает автор картину жизни замужней крестьянки. Будущее безотрадно.
После замужества девушку ждут одни только тяготы и заботы, а затем преждевременная старость и смерть. В нарисованной картине присутствуют и традиционные образы семейно-обрядовой поэзии: муж-привередник и злая свекровь.
Вместе с рассказом о будущей жизни меняется и сам женский образ. Разве можно назвать красавицей жену неряхи мужика? Вот почему в описании внешности героини на смену поэтичным эпитетам приходят совершенно прозаические детали:
Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь…
На смену красавице, «чернобровой дикарке», приходит уродливая, замученная черной работой и забитая мужем-привередником и злой свекровью женщина. Ее горькое существование похоже на тяжкий беспробудный сон. Не скрашивают жизнь даже дети.
Динамичный образ стремительной и радостной девушки, весь устремленный вперед, в будущее, сменяется статичным женским портретом с выражением «тупого терпенья» и «вечного испуга». И перемена эта не удивительна, потому что это путь от жизни к смерти — к вечному покою. Совсем как похоронный плач звучит 10-я строфа стихотворения:
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.
Главное средство выразительности, которое использует Некрасов в данном произведении, — это прием контраста. На нем построена и основа сюжета, и композиция стихотворения.
Прием контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов на прозаизмы.
Трехстопный анапест — размер, которым написано стихотворение, — позволяет воспринимать его как песню. Оно было положено на музыку — это известный романс.
Стихотворение заканчивается многоточием. Но последняя строфа проникнута таким чувством горечи, что читателю и не нужно ничего объяснять. Героиня бессильна — ей не нагнать «бешеной тройки». Тройка — красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает даже осознать смысла своего существования, а уж тем более что-либо изменить в своей судьбе.
Тройка — это и символический образ мечты каждой девушки о счастье.
Мотив несбывшихся надежд и мечтаний звучит в последних двух строфах, которые содержат ответ на поставленные в начале стихотворения вопросы: «Что ты жадно глядишь на дорогу?..», «И зачем ты бежишь торопливо?..»:
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой…
Развернутый ответ на вопрос о женском счастье Некрасов даст в своем творчестве много позже — в поэме «Кому на Руси жить хорошо» . Трагическая участь русской женщины-крестьянки и нереализованные возможности народа в дальнейшем станут для Некрасова главными темами творчества.
Анализ стихотворения Тройка Некрасова