Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова Н. А
Первый поэтический успех Некрасова связан со стихотворением «Тройка» . Вопросы, которыми начинается это стихотворение, останутся без ответов. Та, к кому они обращены, не скажет ни слова…
Что ты жадно глядишь на дорогу…?
Поэт обращается на «ты» к героине своего стихотворения; она же не слышит и не услышит его — то ли потому, что обращение — мысленное, то ли в силу того, что «песнь» его вообще «бесследно пролетела и до народа не дошла», как жаловался он впоследствии.
И зачем ты бежишь торопливо…?
Первоначальный
На тебя заглядеться не диво…
В этой строфе рифмы нечетных строк перекликаются с рифмами нечетных строк в строфе предыдущей:
Но пока она беззаботна и оживлена.
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Это переломный момент в лирическом сюжете стихотворения — от хорошего к плохому. Если героиня не слышала поэта до сих пор, то дальше ей и подавно не стоило бы его слушать: ничего отрадного в ее жизни не предвидится после замужества, одни только заботы и тяготы. О таком лучше не знать заранее.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Жену неряхи-мужика, привередника никак уже не назовешь красавицей. Более того, в описании ее внешности появляется слово «уродливо». Выражение «в три погибели гнуть» исключает представление о стройной фигуре.
Мужнины побои и тиранство свекрови погубили былую красоту.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
Здесь во второй строке слышен отзвук из стихотворения А. И. Полежаева, который писал о своей страшной судьбе: «Не расцвел — и отцвел / В утре пасмурных дней…» Жизнь похожа на тяжкий беспробудный сон. Героиня нянчит, по-видимому, своих детей, но и дети не скрашивают ее горького существования.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
Ранее отмечалась тенденция к динамичности образа, теперь, наоборот, — от динамики к статике. Лицо героини когда-то было исполнено движения и жизни, теперь же оно застыло и похоже на вечную маску тупого терпения и бессмысленного испуга.
И схоронят в сырую могилу…
Сырая могила, мать-сыра земля — устойчивое словосочетание в народном речевом обиходе. Ср. у Пушкина в «Евгении Онегине»: «В могиле, в мать-земле сырой». «Похоронив» героиню, поэт возвращается из безотрадного будущего в настоящее — к тому, с чего начал:
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши…
«Не гляди», «не спеши» — но отчего же? Пока не настала столь тяжелая жизнь, героиня еще имеет возможность порадоваться, «попраздновать вволю», о чем речь шла ранее. Однако прозрение будущего настолько удручает поэта, что ему не кажется уместным недолгое и непрочное веселье, да и того в настоящий момент не удалось обрести:
Не нагнать тебе бешеной тройки,
Кони крепки, и сыты, и бойки,
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…
Во всех предыдущих строфах рифмовка была перекрестная: АбАб, а в последней — две смежные рифмы: ААбб, тройки — бойки, к другой — молодой, причем женские рифмы созвучны мужским, так что вся строфа пронизана четырехкратным возгласом-стоном: ой… — ой… — ой… — ой…, придающим особую надрывность некрасовскому трехстопному анапесту.
Стихотворение написано в 1846 г. , вскоре напечатано и обратило на себя всеобщее внимание. Его пробовали и пародировать, но гораздо больше было восторгов, что, в частности, сказалось в многочисленности музыкальных интерпретаций текста: на эти стихи сочинялись песни, романсы. Это первый блистательный поэтический успех Некрасова.
Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова Н. А