Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова Н. А

Первый поэтический успех Некрасова связан со стихотворением «Тройка» . Вопросы, которыми начинается это стихотворение, останутся без ответов. Та, к кому они обращены, не скажет ни слова…

Что ты жадно глядишь на дорогу…?

Поэт обращается на «ты» к героине своего стихотворения; она же не слышит и не услышит его — то ли потому, что обращение — мысленное, то ли в силу того, что «песнь» его вообще «бесследно пролетела и до народа не дошла», как жаловался он впоследствии.

И зачем ты бежишь торопливо…?

Первоначальный

вариант — не «бежишь», а «глядишь торопливо»: какое-то невнятное словосочетание, к тому же «глядишь» уже было в первом четверостишии, так что получился бы неловкий повтор, а образ девушки оказался бы статичным, Некрасову же важно передать его динамичность. Героиня бежит за управляемой ямщиком тройкой лошадей, на которой едет красивый корнет — младшего чина офицер-кавалерист. Ему бы, красивому молодцу, не на тройке, а верхом мчаться! Он загляделся на девушку:

На тебя заглядеться не диво…

В этой строфе рифмы нечетных строк перекликаются с рифмами нечетных строк в строфе предыдущей:

четверное созвучие торопливо — красиво — диво — игриво. Красота девушки словно бы созвучна красоте юноши, славная вышла бы пара. У героини черные волосы и, как далее выяснится, брови. Цвет печали. Едва ли это случайно: речь пойдет о ее темном и безрадостном будущем.

Но пока она беззаботна и оживлена.

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка…

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Это переломный момент в лирическом сюжете стихотворения — от хорошего к плохому. Если героиня не слышала поэта до сих пор, то дальше ей и подавно не стоило бы его слушать: ничего отрадного в ее жизни не предвидится после замужества, одни только заботы и тяготы. О таком лучше не знать заранее.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Жену неряхи-мужика, привередника никак уже не назовешь красавицей. Более того, в описании ее внешности появляется слово «уродливо». Выражение «в три погибели гнуть» исключает представление о стройной фигуре.

Мужнины побои и тиранство свекрови погубили былую красоту.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Здесь во второй строке слышен отзвук из стихотворения А. И. Полежаева, который писал о своей страшной судьбе: «Не расцвел — и отцвел / В утре пасмурных дней…» Жизнь похожа на тяжкий беспробудный сон. Героиня нянчит, по-видимому, своих детей, но и дети не скрашивают ее горького существования.

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

Ранее отмечалась тенденция к динамичности образа, теперь, наоборот, — от динамики к статике. Лицо героини когда-то было исполнено движения и жизни, теперь же оно застыло и похоже на вечную маску тупого терпения и бессмысленного испуга.

И схоронят в сырую могилу…

Сырая могила, мать-сыра земля — устойчивое словосочетание в народном речевом обиходе. Ср. у Пушкина в «Евгении Онегине»: «В могиле, в мать-земле сырой». «Похоронив» героиню, поэт возвращается из безотрадного будущего в настоящее — к тому, с чего начал:

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши…

«Не гляди», «не спеши» — но отчего же? Пока не настала столь тяжелая жизнь, героиня еще имеет возможность порадоваться, «попраздновать вволю», о чем речь шла ранее. Однако прозрение будущего настолько удручает поэта, что ему не кажется уместным недолгое и непрочное веселье, да и того в настоящий момент не удалось обрести:

Не нагнать тебе бешеной тройки,

Кони крепки, и сыты, и бойки,

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой…

Во всех предыдущих строфах рифмовка была перекрестная: АбАб, а в последней — две смежные рифмы: ААбб, тройки — бойки, к другой — молодой, причем женские рифмы созвучны мужским, так что вся строфа пронизана четырехкратным возгласом-стоном: ой… — ой… — ой… — ой…, придающим особую надрывность некрасовскому трехстопному анапесту.

Стихотворение написано в 1846 г. , вскоре напечатано и обратило на себя всеобщее внимание. Его пробовали и пародировать, но гораздо больше было восторгов, что, в частности, сказалось в многочисленности музыкальных интерпретаций текста: на эти стихи сочинялись песни, романсы. Это первый блистательный поэтический успех Некрасова.




Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова Н. А