Анализ стихотворения «Творчество» Ахматовой А. А

В «Творчестве» , первом стихотворении цикла «Тайны ремесла» , как бы вслед за пушкинской «Осенью» описывается творческий процесс поэта, в данном случае, естественно, собственный ахматовский. Его предваряет «какая-то истома», задерживают на себе внимание разные звуки: бой часов, стихающий гром, наконец, чудятся человеческие голоса, «неузнанные и пленные», — уже знакомые нам мотивы чьего-то голоса и «плена», из которого нужно освободиться; «тайный круг» в этом же ряду: тайна должна раскрыться, из круга нужно вырваться,

что и происходит, когда «в этой бездне шепотов и звуков / Встает один, все победивший звук» . Определяют облик будущего стихотворения «звук», тональность, настроение. Интересно, что такой непохожий на Ахматову поэт, как Маяковский, за десять лет до нее сообщал: в начале работы над стихотворением «обстругивается и оформляется ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом.

Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова».

Упоминанием найденного «звука» заканчивается первая половина «Творчества». Далее, как в «Пророке» Пушкина, герой которого,

обретя пророческий дар, «внял» многое, в том числе «дольней лозы прозябанье», в ахматовском стихотворении говорится о такой тишине вокруг единственного звука, «что слышно, как в лесу растет трава, / Как по земле идет с котомкой лихо…». Фольклорный образ лиха, олицетворенной беды, — до известной степени параллель строке Пушкина «И гад морских подводный ход», но в большей мере естественное психологическое движение самой Ахматовой, к тому времени уже достаточно хлебнувшей лиха и не раз воображавшей себя в стихах странницей-скиталицей.

Все стихотворение состоит из четырехсложных или бессоюзных предложений, которые распределяются по четырем четверостишиям, не отделенным друг от друга, неравномерно, но симметрично: 3+5+3+5 строк, причем «пятистрочия» тоже делятся по принципу 2+3. Синтаксически первое четверостишие сцеплено со вторым, а третье с четвертым : «Неузнанных и пленных голосов/ Мне чудятся и жалобы и стоны», «Ho вот уже послышались слова /И легких рифм сигнальные звоночки», т. е. речь перебрасывается из строфы в строфу, не умещается на заданном пространстве, она тоже в поиске, в свободном потоке. Когда же наконец «послышались слова» и рифмы, творчество становится понятным и легким процессом, когда поэту будто кто-то диктует: «Тогда я начинаю понимать, / И просто продиктованные строчки / Ложатся в белоснежную тетрадь».

Ложатся сами. А «белоснежная» тетрадь — символ чистоты, высокого достоинства, даже святости творчества, гарантии бессмертия, о котором Ахматова написала позже, в миниатюре 1944 г.:

Наше священное ремесло

Существует тысячи лет…

С ним и без света миру светло.

Ho еще ни один не сказал поэт,

Что мудрости нет, и старости нет,

А может, и смерти нет.

«Творчество» написано в 1936 г., когда после длительного перерыва Ахматова вновь активизировала свою поэтическую деятельность и когда, по собственному признанию в позднейшей автобиографической заметке, изменился ее «почерк», «голос уже звучит по-другому», т. е. по-настоящему наступил второй большой этап развития ахматовской поэзии, творчество по-новому дало себя знать.




Анализ стихотворения «Творчество» Ахматовой А. А