Анализ стихотворения «Творчество» Ахматовой А. А
В «Творчестве» , первом стихотворении цикла «Тайны ремесла» , как бы вслед за пушкинской «Осенью» описывается творческий процесс поэта, в данном случае, естественно, собственный ахматовский. Его предваряет «какая-то истома», задерживают на себе внимание разные звуки: бой часов, стихающий гром, наконец, чудятся человеческие голоса, «неузнанные и пленные», — уже знакомые нам мотивы чьего-то голоса и «плена», из которого нужно освободиться; «тайный круг» в этом же ряду: тайна должна раскрыться, из круга нужно вырваться,
Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова».
Упоминанием найденного «звука» заканчивается первая половина «Творчества». Далее, как в «Пророке» Пушкина, герой которого,
Все стихотворение состоит из четырехсложных или бессоюзных предложений, которые распределяются по четырем четверостишиям, не отделенным друг от друга, неравномерно, но симметрично: 3+5+3+5 строк, причем «пятистрочия» тоже делятся по принципу 2+3. Синтаксически первое четверостишие сцеплено со вторым, а третье с четвертым : «Неузнанных и пленных голосов/ Мне чудятся и жалобы и стоны», «Ho вот уже послышались слова /И легких рифм сигнальные звоночки», т. е. речь перебрасывается из строфы в строфу, не умещается на заданном пространстве, она тоже в поиске, в свободном потоке. Когда же наконец «послышались слова» и рифмы, творчество становится понятным и легким процессом, когда поэту будто кто-то диктует: «Тогда я начинаю понимать, / И просто продиктованные строчки / Ложатся в белоснежную тетрадь».
Ложатся сами. А «белоснежная» тетрадь — символ чистоты, высокого достоинства, даже святости творчества, гарантии бессмертия, о котором Ахматова написала позже, в миниатюре 1944 г.:
Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Ho еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.
«Творчество» написано в 1936 г., когда после длительного перерыва Ахматова вновь активизировала свою поэтическую деятельность и когда, по собственному признанию в позднейшей автобиографической заметке, изменился ее «почерк», «голос уже звучит по-другому», т. е. по-настоящему наступил второй большой этап развития ахматовской поэзии, творчество по-новому дало себя знать.
Анализ стихотворения «Творчество» Ахматовой А. А