Анализ стихотворения Тютчева «14-е декабря 1825»

Поэтический отклик на декабрьское восстание появился в 1826 г., однако впервые был опубликован спустя 55 лет после написания. Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора. Монархия и православие, по мнению Тютчева, — основа российской государственности, гарант ее развития и процветания.

Поэт считал революцию порождением западной традиции, губительной для Отечества. Под влиянием иноземных идей в худшую сторону меняется и личность отдельного человека: он может не выдержать искушения и поставить

свое мнение выше закона и исторических традиций. С подобной трансформацией связана категория самовластья, толкуемого как сочетание властолюбия и гордыни.

Тютчевская трактовка самовластья не имеет отношения к характеристике русской монархии.

Произведение написано в форме обращения, адресатами которого становятся декабристы. Герой заявляет, что лирическое «вы» «развратило» безоглядное стремление к власти, подкрепленное дерзостью и самоуверенностью. Утверждается справедливость беспристрастного приговора, под впечатлением которого создан стихотворный текст.

Решение, явленное законом,

поддерживает народ. Лирический субъект отказывает адресату в праве на историческую память: он прогнозирует скорое забвение, сравнивая воспоминания о восстании на Сенатской площади с «трупом», навсегда схороненным в земле.

В начале второго восьмистишия возникает формула «жертвы мысли безрассудной», которая трактует мятежников как людей, пострадавших от собственных заблуждений. Тем же смыслом наделен образ меча, размещенный в зачине: герои наказаны за неоправданные апломб и высокомерие.

В финале появляется развернутая метафора, в иносказательной форме представляющая бессмысленность противоборства оппозиционеров и государственной системы. Последнюю символизируют образы с семантикой бессмертия, обжигающего холода и величия. Исход противостояния фантастического ледяного великана и «крови скудной» революционеров предрешен.

Жертва напрасна: следы бесплодных попыток побежденной стороны стираются одним выдохом холодного колосса.

«Гений самовластный» Наполеона из одноименного тютчевского стихотворения имеет общие черты с образами декабристов. Автор именует французского императора «сыном Революции»: он был наделен вдохновением и «буйством дерзновенным», но лишен «божьего пламени» истинной веры.




Анализ стихотворения Тютчева «14-е декабря 1825»