Анализ стихотворения Тютчева «Не рассуждай, не хлопочи!»

Федор Тютчев не считал себя истинным христианином, так как был воспитан на западной культуре и традициях Франции, Англии, Германии. Тем не менее, сама судьба заставила поэта обратиться к библейским заповедям и примерить их к собственной жизни. Однажды Тютчев понял. Что череда радостных и печальных событий, которые сменяют друг друга словно в калейдоскопе, не является хаотичной. Словно искусный художник, кто-то свыше прописывает детали каждого нового дня, придавая ему различные оттенки.

Противиться этому бесполезно, так как то, что должно

произойти, непременно случаться. Остается лишь покориться чужой воле и принять все происходящее с благодарностью.

Именно такими фаталистическими настроениями пропитано стихотворение Тютчева, написанное летом 1850 года. Примечательно, что автограф этого произведения украсил собой обратную сторону пригласительного билета на званый обед к графу Борху, где поэт, по словам очевидцев, не собирался присутствовать. Однако в последний момент он передумал, увидев во всем происходящем знак судьбы, в результате чего и появились на свет знаменитые строки: «Не рассуждай, не хлопочи — безумство ищет — глупость судит».

Они

в полной мере отвечают библейским заповедям, призывающим человека проявить смирение. К Тютчеву оно приходит лишь с годами, когда внезапная болезнь уносит жизнь его первой супруги, а случайная встреча дарует вторую спутницу жизни, которая к моменту знакомства с поэтом является женой немецкого барона.

Попытки найти логику в этой череде событий Тютчев считает безумством, а собственное желание «разложить все по полочкам» и подчинить логике именует глупостью. Именно поэтому поэт дает самому себе и всем окружающий мудрый совет: «Живя, умей все пережить; печаль, и радость, и тревогу». Только так, по мнению Тютчева, можно сохранить душевное равновесие и стать по-настоящему счастливым, зная, что кто-то свыше позаботится о тебе и проявит свою милость.

Ведь даже когда человек испытывает боль, то это дается ему во благо, для очищения души и избавления от пороков. Поэтому Тютчев готов принять все, что уготовано ему судьбой, философски отмечая: «День пережит — и слава Богу!».

Именно подобное философское отношение к жизни не раз спасало Тютчева от отчаяния, когда жизнь из-за потери близких людей утрачивала для него всякий смысл. Однако поэт, открыв для себя однажды секрет внутренней гармонии, сумел применить его на практике, что и посоветовал сделать другим.




Анализ стихотворения Тютчева «Не рассуждай, не хлопочи!»