Анализ стихотворения Тютчева «Probleme»

В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение «Problème» , относящееся к философской лирике. Впоследствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. Произведение включает в себя всего шесть строк, но в столь малом объеме поэту удалось сказать очень многое. Главная тема текста — неспособность человека в полной мере познать природу и тайны бытия.

В самом начале стихотворения дается свершившееся событие, вполне рядовое, ничего необычного в нем нет, — с горы скатился камень

и оказался в долине. Как это произошло, никому неизвестно — «сорвался ли он с вершины сам собой» или причиной тому стали некие внешние обстоятельства? Идет время, проносятся столетия, но разгадку так никто и не сумел отыскать. Тезисы о невозможности познания природы и бытия встречаются и в других стихотворениях Тютчева разных периодов его творчества, среди них — «Увы, что нашего незнанья…» и » Нам не дано предугадать…» . В миниатюре «Problème» также затрагивается тема противопоставления воли мыслительному процессу. Тютчев сравнивает два подхода.

Первый — мир управляется разумными взглядами.

Второй — на все, что происходит с человеком и природой, оказывает влияние чужое веление. Скорей всего, имеется в виду веление Высших сил.

В рассматриваемом тексте поэт делает вполне конкретный выбор. Сравнивая два состояния — мысли и воли — Федор Иванович решает предпочесть второе. По его мнению, именно воле отведена созидающая роль в нашем мире.

Стихотворение «Problème» оказало сильнейшее влияние на представителей акмеизма. В статье «Утро акмеизма», принадлежащей перу Мандельштама, сказано, что камень Тютчева, скатившийся с горы и легший в долине, — это слово. По мысли Осипа Эмильевича, «голос материи в этом неожиданном падении звучит как членораздельная речь».

Далее говорится, что на сделанный вызов существует единственно возможный ответ — архитектура. Акмеисты — это художники, с благоговением поднимающие камень Тютчева и помещающие его в основу своего здания. Сам Мандельштам в период увлечения акмеизмом действительно следовал мыслям, высказанным в вышеназванной статье.

В его творчестве значительную роль играла архитектура, важное место отводилось символике камня, даже дебютный сборник молодого поэта получил название «Камень».




Анализ стихотворения Тютчева «Probleme»