Анализ стихотворения Тютчева «Весь день она лежала в забытьи»

Прочтем текст, расставляя смысловые акценты. Во вступлении главной целью является создание некоего настроения и изложение ситуации на момент начала событий. Для этого мы выбираем неспешный ритм повествования «от третьего лица», обозначаем несколько логических ударений.

В завязке картина действия меняется, ритм становится все четче, отрывистее, затем постепенно нарастает, ускоряется с каждой новой строчкой, создавая необходимое напряжение. Интонация все настойчивее уходит на повышение; знаки препинания здесь отсутствуют. Логическую

запятую мы ставим лишь в начале следующей строфы, и, хотя мысль не закончена, перечисление уже достигло своей высшей точки. В кульминации ритм замедляется, паузы помогают сделать акцент на главном.

Последнее четверостишие можно условно разделить надвое: в первой части динамику переживаний автора возможно передать за счет «рваного» ритма, который, сталкиваясь с логическими запятыми, создает атмосферу тревожности; почти отсутствуют знаки препинания: Во второй части ритм приобретает медленный характер после эмоционального обращения «…О господи!»; мы не ставим точки, поскольку автор не приходит

в успокоение, напротив, он ждет ответа, помощи.

Выдерживаем долгую паузу, учитывая интонационное повышение в конце этой фразы. В двух последних стихах сосредоточено мощное эмоциональное переживание поэта, в конце каждой строки он предпочитает иным знакам препинания многоточие как символ недосказанности.

В этой ситуации интересно сработать на контрасте: передать насыщенность чувств через некую отстраненность повествования за счет минимума средств эмоционально-художественной выразительности, среди которых отсутствие логических ударений, интонационных повышений, использование логических пауз.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ стихотворения Тютчева «Весь день она лежала в забытьи»