Анализ стихотворения Тютчева «Видение»

Тютчев — признанный певец ночи. Темному времени суток он посвятил множество стихотворений. В большинстве из них ночь представлена как период наибольшего одиночества человека.

Душа теряет память о дневном существовании и получает шанс познать хаос, прикоснуться к древним тайнам Вселенной.

«Видение», датированное 1829 годом и впервые опубликованное в журнале «Галатея», — великолепный образец философской лирики Тютчева, в котором важнейшую роль играет как раз образ ночи. В определенный ее час у человека есть возможность

стать обладателем абсолютного знания. Впрочем, шанс этот использовать практически нереально, в чем и проявляется трагедийность ситуации.

Беспамятство «давит сушу», словно могучий титан Атлас. Победить его не помогают даже пророческие сны, посланные музами. В понимании Тютчева беспамятство становится настоящей трагедией человечества. Творческие сны позволяют поэту ощутить желание попытаться решить эту проблему. О том, что столкнуться с сокровенной сущностью древнего хаоса, можно исключительно ночью, Федор Иванович писал не только в «Видении».

Подобные мысли встречаются и в других его произведениях,

относящихся к «ночной» лирике. В частности, речь идет о стихотворениях » Бессонница», «О чем ты воешь, ветр ночной?..».

Один из ключевых образов всего творчества Тютчева, в том числе и «Видения», — образ хаоса. По мнению поэта и переводчика Льва Озерова, хаос у Федора Ивановича — «неотвязное ощущение», «постоянная мысль», «сгусток образной энергии». Его восприятие рождается из древнегреческих мифов. Соответственно, хаос у Тютчева — изначальная стихия бытия, пробуждающаяся ночью.

Он уничтожает гармонию, нарушает тишину, спустившуюся на землю.

О близости Федора Ивановича к античной культуре свидетельствует и лексика, употребленная в «Видении». Интерес к Древней Греции у Тютчева возник еще в детстве, благодаря Семену Раичу — наставнику юного поэта, занимавшемуся переводами античной лирики. В стихотворении «Видение» упоминается Атлас — титан, который держит на плечах небо.

В предпоследней строке появляются музы — девять богинь, дочерей Зевса, живущих на Парнасе и покровительствующих искусствам и наукам. Косвенный признак Древней Греции — колесница. Хотя ей активно пользовались и другие народы, в массовом сознании она больше всего ассоциируется именно с греками.

Вспомнить хотя бы гонки на колесницах, входившие в программу Олимпийских игр.




Анализ стихотворения Тютчева «Видение»