Анализ стихотворения Тютчева «Я знал ее еще тогда…»

Историю создания лирического творения 1861 г. связывают с именем Амалии фон Лерхенфельд. Романтическая привязанность к «младой фее», баварской красавице-аристократке, родилась еще в юношеском возрасте. «Самая давняя любовь», — так Тютчев определил отношение к своей музе спустя десятилетия после знакомства.

Взгляд лирического героя стихотворения обращен в прошлое, обозначенное формулой «баснословные года». Яркий эпитет — пример авторского словоупотребления, актуализирующий семантику легендарного времени, значительно

отдаленного от настоящего. Космическое звучание поэтическому тексту придает сравнение женского образа со звездой «первоначальных дней», постепенно бледнеющей на предутреннем небе.

В центральной части лирическая ситуация, основные ориентиры которой заданы зачином, развивается одновременно в двух плоскостях. Юная прелесть возлюбленной дополняется метафорическим определением «дорассветная темнота», которое вполне логично соотносится со звездой. Игру смыслов поддерживает следующая деталь пейзажа — образ цветочной росы, завершающий эпизод.

Он наделен антропоморфными качествами и также несет

две функции, дополняя природную зарисовку и завершая иносказательную конструкцию.

Совершенная, прекрасная, неземная — изображая портрет возлюбленной, герой передает искреннее восхищение ее красотой и романтическим характером. Опоэтизированному образу уготована судьба, отличная от скорбного удела земной женщины: героиня уходит подобно таинственным светилам, бесследно исчезающим с небосклона. В контексте возвышенной трактовки и загадочного исхода любовь, зародившаяся в «баснословное» мифологизированное время, приобретает трагическое звучание.

Знаковая особенность горней выси, тютчевские звезды связаны с категориями идеального и божественного. «Таинственный и сумрачный свет» далек от смертных и неподвластен несовершенному разуму. Участвуя в характеристике космической сущности природы, этот символ иногда появляется в любовной лирике, являясь атрибутом возвышенного чувства. В произведении » Еще томлюсь тоской желаний…», посвященном памяти первой супруги, автор объединяет женский образ со звездой — недостижимой, высокой и вечной.

Жадная устремленность души лирического «я» к звездной выси становится еще одним важным качеством, служащим основанием для сравнения образов.




Анализ стихотворения Тютчева «Я знал ее еще тогда…»