«Учись у них — у дуба, у березы…» . Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке:
Кругом зима, жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся кора.
Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый…
Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Вглядываясь в природу, человек познает свои законы и возможности. Для лирического героя природа — мудрый советчик и наставник:
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне.
Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша,
Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
Именно в природе заключены вечные тайны жизни, поняв которые, человек становится мудрее, нравственно богаче.
Дайджест:
- Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium»При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к молчанию. Однако Фет говорит о том, что необходимо молчать в трудные минуты жизни, когда «за сердце хватает холод лютый», нужно смириться с трудностями молча, не высказывая своего недовольства, гнева, разочарования, как переживают «жестокую пору», зиму, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у березы»Лирика поэта Афанасия Фета весьма многогранна и разнообразна. На ее основе можно проследить этапы духовного становления и взросления автора, который с годами не утратил пылкость и романтичность натуры, но при этом приобрел бесценный жизненный опыт, заставляющий его относиться к окружающему миру с философской точки зрения. Одним из наиболее ярких произведений Фета, в котором он предстает ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Учись у них — у дубы, у березыКаждый поэт ищет вдохновения. Кто-то находит его в книгах, кто-то в музыке. А. А. Фет — это человек, который черпает свой потенциал из природы. Его поэзия уникальна. Он, как художник, выражает словами все свои чувства к красоте природы России. У него нет кисти, которой он бы придавал чернилам цвет, но это не мешает ему идеально ... Читать далее...
- Анализ стихотворения: Учись у них — у дуба, у березыА. Фет — стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…». В своем стихотворении А. Фет использует символический пейзаж. Зима символизирует лютый холод в сердце лирического героя. Весна же — это символ новой, бурлящей жизни, рождения в душе его «новых откровений». Картины природы у Фета, таким образом, антитетичны, как полярны и душевные состояния лирического ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Березы» Рубцова Н. М«Березы» Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой. Зная, что Н. М. Рубцов воспитывался в детском доме, читатель часто отождествляет автора и лирического героя ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Рубцова Н. М. «Березы»Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой. Зная, что Н. М. Рубцов воспитывался в детском доме, читатель часто отождествляет автора и лирического героя этого ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Рубцова «Березы»Береза — исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным утешением тем, кто потерял своих близких. В русской поэзии береза является одним из знаковых литературных образов, неким связующим звеном между всем тем, что так дорого ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи…» Фет А. АСтихотворение А. А. Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен, овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже видит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крыламн машет тяжело». Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: «Лениво дума засыпает Над умирающим трудом». Однако в сердце поэтически одаренного человека ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Я пришел к тебе с приветомА. Фет — стихотворение «Я пришел к тебе с приветом». В этом стихотворении жизнь природы созвучна настроению лирического героя. Герой этого стихотворения молод, влюблен, полон вдохновения. В душе его живет радость, любовь ко всему живому, он воспринимает окружающий мир непосредственно, живо, ярко. Природа здесь увидена взглядом человека, душа которого наполнена счастьем. Поэтому все для него ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Душная ночь» Пастернак«Душная ночь». Стихотворение относится к пейзажной лирике Пастернака, а по своей сути философично. Природа у поэта одушевлена, является высшей формой проявления жизни, носительницей ее смысла. Она является равноправным оппонентом человека: …У плетня Меж мокрых веток с ветром бледным Шел спор. Я замер. Про меня! Природа и человек являются в восприятии поэта единым целым. Пейзаж здесь ... Читать далее...
- Анализ стихотворения С. А. Есенина «Топи да болота»С. А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам. Главная тема стихотворения С. Есенина «Топи да болота» — любовь к родному краю. Поэт называл своей малой родиной село Константиново, где он ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Зови надежду сновиденьем…»Короткий, но выразительный пример лермонтовской любовной лирики, датированный 1831 г., пережил несколько авторских редакций. В первом варианте центральное место отводится образу любящей женщины, сторонницы честных и сердечных отношений. Вторая строфа первоначальной версии вошла в посвящение «Прими мой дар, моя мадона!» к поэме «Демон». Позже автор внес в стихотворный текст небольшие изменения, которые поменяли акценты отношений ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…»Афанасий Фет — замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра — лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия — «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота — природа и любовь. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи» ФетаСтихотворение Фета «Какая грусть! Конец аллеи.» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен, овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже видит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело». Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: «Лениво дума засыпает Над умирающим трудом». Однако в сердце поэтически одаренного человека всегда живет ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Весны приход» Жуковского В. АРусские поэты обращаются в своих лирических произведениях к теме природы, описывая различные времена года, прекрасные ландшафты России, создавая природные зарисовки. Не является исключением и поэт конца XVIII — первой половины XIX века Василий Андреевич Жуковский, который, создавая поэтические произведения, описывает и состояние лирического героя на лоне природы. В стихотворении поэта «Приход весны» передано особое воодушевление ... Читать далее...
- Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Первый снег»Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские ландшафты, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной. В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов характеризует начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки. По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»«Не верь себе» — стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях. Главный мотив — конфликтные отношения стихотворца и общества. К произведению «Не верь себе» предпослан эпиграф из «Пролога» к сборнику «Ямбы» французского поэта-романтика и драматурга Огюста Барбье. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Сентябрьская роза»«Сад весь в цвету», наполненный голосами птиц, гудением насекомых и благоуханием растений, — важная составляющая художественного пространства сельской усадьбы. Среди частотных деталей фетовского садового топоса выделяются образы цветов. «Безгрешно чистые» дети природы уподобляются весне и юной женской красоте. Они ассоциируются с душевным подъемом и вдохновением, с ощущением счастья, получающим метафорическую характеристику «цветения сердца». Созерцание георгинов, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Природа»Точная дата создания произведения осталась неизвестной. «Природу» относят к 1918 г. — времени выхода сборника «Фарфоровый павильон», в который вошло стихотворение. Эта поэтическая книга — особое явление в творчестве Гумилева: она содержит вольные переводы стихотворений китайских авторов, доступные поэту в переложении из французских источников. Языки трех стран и культур, преломленные в художественном мире лирического героя, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Сапсан» Бунин«Сапсан» . Рассматривая человека как частицу Вселенной, поэт пытается проникнуть в тайны жизни и смерти, понять загадки окружающего мира. Главный герой произведения — сапсан, «стервятник космоногий», призрачная птица, «гений зла». Сапсан заставляет лирического героя глубже чувствовать свое одиночество: Иль он узнал, что я тоскую, Что я один? что в дом ко мне Лишь снег да ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенин«Собаке Качалова» . Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздний период творчества в стихотворении «Собаке Качалова». Данное произведение начинается с обращения лирического героя к своему четвероногому другу — Джиму. Именно собака становится доверенным лицом, посредником между возлюбленной, которая «всех безмолвней и грустней», и лирическим героем: Она придет, даю тебе поруку. И без ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Прости! во мгле воспоминанья…»Произведение 1888 г. ретроспективно: на обращенность к воспоминаниям указывает зачин. Какие призраки прошлого не дают покоя душе лирического «я»? В памяти встают обстоятельства далекого вечера, в центре которого возникают фигура лирической героини и образ «пылающего камина». К визуальным доминантам добавляется существенный акустический признак — молчание, и контекстуальное сопровождение указывает на категории пустоты, диссонанса, душевного разлада. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Уж верба вся пушистая…»Немало стихотворений Фет посвятил приходу весны. Одно из них — «Уж верба вся пушистая…». Нередко в искусстве зима связывается со сном природы. Весна же олицетворяет обновление, перерождение, пробуждение. Афанасию Афанасиевичу в рассматриваемом тексте удалось очень точно передать весенние ощущения, сладостное чувство жизни. При этом поэт ограничивается малым количеством конкретных примет наступающего нового времени года. Самая ... Читать далее...
- Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…»А. Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества. В стихотворении «Снега потемнеют синие…» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда Снега потемнеют синие Вдоль загородных дорог, И воды зайдут низинами В прозрачный еще лесок… Наступающая весна связана в ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Бунина «Первый утренник, серебряный мороз!…»Тема природы — главная в бунинской лирике. В пейзажной поэзии нередко находила отражение жизненная философия Ивана Алексеевича. Природу писатель считал целительной и благотворной силой, способной многое подарить человеку — радость, мудрость, ощущение разнообразия и вместе с тем целостности окружающего мира. В символистских кругах Бунин считался архаистом, так как его не прельщало стремление декадентов уйти в ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Когда разгуляется» Пастернака Б. ЛНаследуя традиции А. С. Пушкина и И. С. Тургенева, Пастернак в стихотворении «Когда разгуляется» видит в природе образ гармонической простоты, природа для поэта не мастерская, но храм. В первых четырех строфах воссоздана картина «сурового пейзажа», сменяющегося «праздничным» преображением неба и земли. Но, начиная с последнего стиха четвертой строфы, мы видим уже не просто пейзаж. «Зелень ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти…» Пастернака Б. ЛВ стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» , открывающем книгу стихов «Когда разгуляется», поэт продолжает традиции русской классики. Первые восемь строф стихотворения — это развернутое высказывание лирического героя о его желании проникнуть в сущность явлений, за видимым, «явленным» обнаружить скрытый смысл. Сила этого желания выражается анафорой во второй строфе — это многократное «до» будто бы ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Весенние мысли»Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее. Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе — «Уж верба вся пушистая…», «Еще весны душистой нега…», «Я пришел к тебе с приветом…», ... Читать далее...
- Анализ стихотворения А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край…»Девятнадцатый век дал России неповторимых лириков, самобытных поэтов. Тема родины, родного края стала для многих из них основной темой творчества. В середине XIX века Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое произведение «Край ты мой, родимый край…», в котором прославляет природные красоты своей родины. Все стихотворение А. К. Толстого — скрытый восторг поэта, поэтому все предложения ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Еще майская ночь…» Фет А. АСтихотворение Фета «Еще майская ночь…» наполнено природными зарисовками майской ночи. Лирический герой восхищается тем, что ему выпала возможность «увидеть» негу ночи. Он благодарит за это родной полночный край. И хотя май — последний месяц весны, но у лирического героя он появляется именно «из царства льдов, из царства вьюг и снега». Поэтому май именно вылетает свежим ... Читать далее...
Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у березы…» Фет