Анализ стихотворения Вознесенского А. А. «Судьба, как ракета, летит по параболе…»

Стихотворение А. А. Вознесенского «Судьба, как ракета, летит по параболе…» воплощает флибустьерский дух шести­десятничества. В центре произведения — личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмо­сфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизнен­ных невзгод.

В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы. Противопоставляются два разных жизненных пути: путь по прямой и путь по параболе. В качестве при­мера судьбы с интересной траекторией автор приводит био­графию художника Гогена, который

сначала был торговым агентом, а потом пробился в мир высокого искусства.

Символом признания таланта художника в стихотворе­нии становится Лувр. А. А. Вознесенский подчеркивает, что у Гогена была возможность войти в профессию через «главный порог»: по традиционному академическому пути, копируя «райские кущи», как это сделали многие художники, ибо библейские сюжеты щедро оплачивала церковь, делая доро­гие заказы. Но Гоген предпочел рисовать то, что хотел, и жить, как хотел.

Отстранившись от цивилизации, он много лет прожил среди простых людей и рисовал их портреты и чудесную, непривычную для европейского

глаза экзотиче­скую природу.

Однако истинного творца всегда ожидает признание, по­этому Гоген все равно попал в Лувр, «параболой гневно пробив потолок!».

От судьбы Гогена А. А. Вознесенский обращается к жизни лирического героя — своего молодого современника, который уезжает то в Грузию, то в Сибирь вместо того, чтобы устроить свою личную судьбу, жениться и обрести тихое семейное сча­стье. Но строя свою жизнь и судьбу, герой думает и о своей возлюбленной, которая, возможно, устала уже ждать, поэтому парабола, которая так превозносилась в первой части, уже вдруг становится дурацкой. Символом разлуки в стихотворе­нии становятся «простывшие плечики» и «земные и озябшие» позывные любимой женщины.

В эпоху космических открытий образ летящей по параболе ракеты, заявленный в первой строке произведения, несомнен­но, выглядел модным и актуальным. Однако во второй части намечается новая антитеза: «полет» и «приземление». Любовь, земное чувство, заставляет лирического героя мечтать о при­землении рядом с любимой.

Сюжет стихотворения чрезвычайно динамичен. Неслучай­но в произведении доминируют глагольные формы, обозна­чающие движение.

Вместе с лирическим героем в едином жизненном потоке несутся те ценности, во имя которых он вершит свой маршрут 212 по параболе: это искусство, любовь и история. Искусство при этом выдвигается на первое место как высочайшая жизненная доминанта. Этим живым, динамичным образам противопос­тавлены статичные и на века закрепленные, инертные пози­ции: «каноны, прогнозы, параграфы».

Динамизм сюжету, несомненно, придают риторические вопросы, восклицания и обобщения. В финале стихотворения звучит провокационный вопрос: «А может быть, все же пря­мая — короче?». Читателю предлагается самому сделать пра­вильный выбор, но совершенно очевидно, что для лирическо­го героя произведения нет и не может быть другого пути.

В стихотворении много «неточных рифм» . Вме­сте с тем ключевой символ произведения «парабола» четыре раза выносится в конец стихотворной строки, что помогает сделать его более выразительным и ударным. А. А. Вознесен­ский, всегда склонный к звуковой игре, намеренно подбирает созвучия к этому слову: «правда», «парадное», «параграфы». Кроме того, образ «параболы» подкреплен в начале стихотво­рения аллитерацией «р» , а также зву­ковым удвоением, затем «п» и «р» .

В стихотворении А. А. Вознесенского ярко воплотились особенности шестидесятничества как мировоззрения. Образ ветра ассоциируется с ожиданием общественных перемен. Важна здесь также активная жизненная позиция лирического героя — романтика и искателя приключений.




Анализ стихотворения Вознесенского А. А. «Судьба, как ракета, летит по параболе…»