Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату» — Исаковский

М. Исаковский не был на фронте, но песня его была неиз­менным спутником бойцов. Его творчество военных лет мно­гогранно — это стихи и о фронте, и о партизанах, и о подвигах простых русских людей: стариков, женщин, детей. Все они были проникнуты чувством глубокой любви к людям, напо­минанием о том, что очень дорого сердцу.

Стихотворение «Враги сожгли родную хату…» было написано М. В. Исаковским в 1945 году. У этого произведения трудная судьба. Впервые оно было опубликовано в журнале «Знамя» в 1946 году. Сти­хотворение заметил А. Т.

Твардовский,

он посоветовал М. Блантеру положить его на музыку. Сам автор первоначально выступал против этой идеи, считая стихотворение слишком длинным для песни, но композитор сумел переубедить Иса­ковского. Впервые песня была исполнена В. Нечаевым.

Од­нако вскоре она была запрещена. М. В. Исаковский позже вспоминал: «Редакторы — литературные и музыкальные — не имели оснований обвинить меня в чем-либо.

Но многие из них были почему-то убеждены, что Победа исключает траги­ческие песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Это был какой-то психоз, наваждение. В общем-то неплохие люди, они, не сговариваясь,

шарахнулись от песни. Был один даже — прослушал, заплакал, вытер слезы и сказал: «Нет, мы не можем». Что же не можем?

Не плакать? Оказывается, про­пустить песню на радио «не можем»». Стихотворение под­верглось нападкам официальной критики «за распростране­ние пессимистических настроений».

На долгие годы песня исчезла со сцены. Однако в 1960 году М. Бернес, нарушив запрет, исполнил ее на большом концерте. Песня имела ус­пех, стала популярной.

По своему жанру стихотворение напоминает нам рассказ в стихах, переданную автором историю, но мы можем говорить о том, что эпос, лирика и драма слились воедино в художе­ственной ткани произведения. Сюжетом стала драматичес­кая судьба солдата, человека, у которого война отняла дом и семью, разрушила всю его жизнь. Сюжет произведения по­вторяет сюжет народных солдатских песен, широко распрос­траненных в России. М. Исаковский использует известный фольклорный мотив: возвращение солдата домой, где его ни­кто не ждет.

Песня Исаковского перекликается с произведе­ниями фольклора — народными причитаниями, плачами. Так, поэт употребляет глагол «сгубили», характерный для разго­ворной крестьянской речи, народно-песенный оборот «слеза катилась». Мы находим постоянные эпитеты, харак­терную рифму. Также отметим введение по­этом прямой речи, народно-песенного монолога.

Начинается стихотворение событийным сюжетом, поэт сообщает о факте, говорит о происшедшем достаточно сдер­жанно, словно не раскрывая своего отношения к событию. Однако затем раскрывается душа главного героя, и стихотво­рение становится эмоционально насыщенным. Сердце сол­дата проникнуто великой болью и горечью, он осознает невосполнимость свой потери:

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер Траву могильную качал.

Чувство острой горечи, безысходности ситуации подчерк­нуто здесь анафорой. Поэт изображает здесь переживание без­мерного горя. И контрастный пейзаж здесь усиливает одино­чество солдата, его сиротство: на фоне теплого летнего вечера необычайно остро ощущаем мы душевное состояние героя. Однако внешне он проявляет свои чувства сдержанно:

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил На серый камень гробовой.

В этой сдержанности — достоинство русского человека, солдата, многое испытавшего на своем веку и дававшего волю открытым чувствам, скорее, в радости, но не позволявшему даже в одиночестве проявиться горю. Однако это пережива­ние героя в полной мере раскрывается автором:

«…Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки Вино с печалью пополам.

Раскрывая сюжет, поэт использует прием антитезы. Герой Исаковского — воин-победитель, покоривший «три держа­вы», имеющий боевые награды. Этот солдат спас мир от фа­шизма, сохранил миллионы человеческих жизней, судеб. Но его собственная жизнь и судьба оказались разрушенными войной: она отняла у него дом и семью, отняла надежду.

Он прошел всю войну, лелеял в своей душе мечты о мирной жиз­ни, нес веру, надежду на счастье. Но всему этому не суждено было сбыться. И поэт раскрывает эту драму с помощью анти­тезы: дом противопоставлен в стихотворении пепелищу, праз­дник возвращения — «могильной траве», жизнь — смерти, встреча — разлуке.

И эта жизненная драма, изломанная судьба были очень узнаваемы, напоминали судьбы многих бойцов. Вспомним рассказ М. Шолохова «Судьба человека», где герой потерял в войну всех своих близких. Однако он смог преодолеть свое горе, отдав всю свою нерастраченную любовь маленькому Ва­нюшке, оставшемуся сиротой.

Хочется верить, что герой М. Исаковского обретет душев­ное спокойствие, найдет в себе силы, чтобы жить дальше. Недаром в стихотворении возникает образ «перекрестка двух дорог». Истоки этого образа уходят своими корнями в фольк­лор. Так и солдат Иса­ковского должен сейчас выбрать единственно верный путь в жизни. Эта литературная реминисценция напоминает нам о внутреннем потенциале героя, его силе, душевной стойкости.

Он уподоблен здесь русским богатырям, способным вынести все испытания.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катре­нами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различ­ные средства художественной выразительности: эпитет, метафору, риториче­ские вопросы, синтаксический параллелизм, срав­нение, анафору и синтаксический параллелизм.




Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату» — Исаковский